Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Новая философская энциклопедия в 4-х томах..."

Годелье





(Godelier) Морис (1934, Камбре, Франция) – французский социолог, специалист по экономической антропологии. Воспитанник Высшей нормальной школы (1955–58); исследователь первобытных обществ Меланезии; инициатор преподавания экономической антропологии во Франции. Работал с К.Леви-Строссом в Коллеж де Франс; руководил отделением гуманитарных наук в Национальном центре научных исследований (CNRS); в настоящее время профессор Школы высших исследований в области социальных наук в Париже (EHESS). Средоточие интересов Годелье – системные взаимодействия между экономическими отношениями и отношениями власти в обществе. Он начинал как марксист – с изучения структуры «Капитала» Маркса, участвовал в известной дискуссии об «азиатском способе производства». Понимание экономической реальности современного общества требует, с его точки зрения, антропологического подхода – изучения обществ, которые радикально отличны от западных. Социальные организмы основаны на взаимосогласованном функционировании идеальных и материальных сторон общества. Сами производительные силы общества одновременно и материальны, и идеальны, т.к. любое использование орудий труда предполагает определенную систему представлений, связанных с данным видом деятельности. Главные функции идеального: представлять, интерпретировать, организовывать, легитимировать. Эти мыслительные функции наличествуют в любой человеческой деятельности, и потому идеальное проявляется в любых отношениях человека с природой и другими людьми.
    Основные темы Годелье: живое и отжившее в мысли Маркса; механизмы идеологии (в частности, «воображаемое ядро власти» и потребность в единых представлениях об обществе, несмотря на различие социальных позиций); тело в системе родства и власти (общество как бы говорит через человеческое тело, используя его как «чревовещательную машину»); формы господства мужчин над женщинами в первобытных обществах (физическое и символическое насилие мужчин с «согласия» женщин); системы и образы власти в обществах Меланезии; будущее антропологии в ситуации господства западной экономики, последовательно разрушающей все другие типы обществ.
    Сочинения:
    
Horizons, trajets marxistes en anthropologie. P., 1973;
    Un domain contesté: lʼanthropologie économique. La Haye, 1974;
    La production des grands hommes. Pouvoir et domination masculine chez les Baruya de Nouvelle Guinea. P., 1982;
    Lʼidéel et le matériel: pensée, économie, sociétés. P., 1994;
    Lʼénigme du don. P., 1996.
    H.С.Автономова
    

    

Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia