Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Биографический энциклопедический словарь..."

Степанов





Степанов, Юрий Сергеевич

(р. 20.07.1930) - спец. в обл. культурологии, теории и филос. языка; д-р филол. наук, проф. Окончил филол. ф-т МГУ (1953), асп. по кафедре общего и сравнительно-ист. языкознания того же ф-та (1956). Продолжил образование в Париже (1957-1958): Сорбонна, College de France, Ecole Pratique des Hautes Etudes. Работал преп. франц. языка в вузах Москвы, одновременно - переводчиком с франц. яз. Зав. кафедрой франц. яз. МГУ (1961-1962), зав. кафедрой общего и сравнительно-ист. языкознания МГУ (1962-1971). С 1971 - в Ин-те языкознания АН СССР (РАН), в наст. вр. - гл. н. с. С. - акад. АН СССР (РАН) (с 1991). Зам. гл. ред. ж. "Вопросы языкознания" (1988-1993). Гл. предмет работ С. - культура, рассматриваемая как автономная сфера бытия, развивающаяся по своим собственным имманентным законам самоорганизующейся информац. (семиотической) системы, по отношению к к-рой об-во и личности выступают лишь источниками внешн. импульсов, "энергодателями", запускающими механизмы культуры. Структурный стержень таких систем - явления типа "Язык", развивающиеся по непрерывной линии эволюции: тропизмы растений - коммуникативные системы животных - человеч. (естеств.) язык - искусственные языки (в частности, матем. логики, компьютеров и т.д.). Осн. пласт культуры - дух. культура, представляемая, по С., вполне конкретно, как система рядов понятий-концептов ("Свобода", "Правда", "Судьба", "Любовь", "Вера", "Добро - Зло", "Закон", "Власть", "Семья" и т.д.). От понятий в узком смысле слова концепты, согласно С., отличаются тем, что они не только "мыслятся", но и "переживаются" людьми, подобно "коллективному бессознательному". Гл. свойства концептов, и, следовательно, дух. культуры в целом, считает С., - метаморфизм и совмещаемость, подобные тем, какие присущи и явлениям языка. Метаморфизм проявляется как эволюция концепта и соответствующего коррелята "вещи" (ср. пару "Вера" - храм) при сохранении некого постоянного ядра, инварианта. Последние составляют константы культуры. Совмещаемость, или "концептуальное перемножение", состоит в том, что один и тот же концепт может интерпретироваться, "прочитываться" в двух разл. культурных системах. Отсюда постоянное наличие систем "двоеверия" разного масштаба в каждой культуре (напр., церковного и гражд. брака). Естественной формой дух. культуры в целом, т. е. прежде всего "концептов", С. считает естеств. язык - он воплощает антропоцентрический принцип культуры ("по мерке человека") и особый, "срединный уровень" бытия - между абстрактным и индивидуально-неповторимым. Система взглядов С. представляется им не как "открытие", а как "филиация и метаморфизм идей", ступень в концепт. эволюции, прежде всего: категорий сущности и "срединного бытия" Аристотеля, архетипов К.Г.Юнга и "коллективного бессознательного" Э.Дюркгейма, ноосферы В.И.Вернадского и П.Тейяра де Шардена, "оправдание добра" в филос. Всеединства Вл.Соловьева, этики П.А.Кропоткина и К.Лоренца, семиотики Ч.Пирса и рус. символизма А.Белого, культурол. реконструкции концептов В.О.Ключевского и Э.Бенвениста.

Соч.: Методы и принципы современной лингвистики. М., 1975; Основы общего языкознания. М., 1975; В трехмерном пространстве языка. Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства. М., 1985; "Закон" и "антиномия" в гуманитарных науках. От Декарта до Флоренского и Лосева // А.Ф.Лосев и культура XX века. Лосевские чтения. М., 1991; Константы мировой культуры. Алфавиты и алфавитные тексты в периоды двоеверия. [В соавт.]. М., 1993; Константы. Словарь русской культуры. М., 1997; Язык и метод. К современной философии языка. М., 1998.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia