Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Сун Ят-сен





СУН ЯТ-СÉН, Сунь Ят-сен (в кит. лит. произношении – Сунь И-сянь, др. имена: Сунь Чжун-шань, Сунь Вэнь) (12.XI.1866 – 12.III.1925), – кит. революционер-демократ, друг Сов. Союза. Род. в пров. Гуандун в семье крестьянина. С детских лет столкнулся с тяготами нар. жизни, произволом кит. помещиков и маньчжуро-кит. властей. После окончания в Сянгане (Гонконг) мед. ин-та (1892) встал на путь непримиримой борьбы за свержение маньчжурской цинской династии, в к-рой видел олицетворение всех бед и осн. причину неравноправия и отсталости Китая. В 1894 создал антиманьчжурскую революц. орг-цию "Синчжунхой", предпринявшую 25 окт. 1895 в Гуанчжоу (Кантон) вооруж. выступление против цинских властей (окончилось неудачей). Вынужденный эмигрировать в Японию, а затем в США и страны Европы, С. Я.-с. активно разрабатывал планы подготовки новых антиманьчжурских восстаний в Китае. В 1896 был обманом завлечен в здание маньчжурской дипломатич. миссии в Лондоне, откуда его намеревались тайно переправить в Китай; лишь случайно С. Я.-с. удалось освободиться из заключения. В 1905 он создал в Японии более массовую, чем Синчжунхой, революц. орг-цию Тунмэнхой (Союзная лига). Программой Союзной лиги стали выработанные С. Я.-с. "три народных принципа": национализм [свержение чужеземной маньчжуро-цинской династии и восстановление суверенитета китайской (ханьской) нации], народовластие (учреждение республики) и нар. благоденствие (уравнение прав на землю в духе идей амер. буржуазного экономиста Г. Джорджа).

На протяжении 1895–1911 руководимые С. Я.-с. революц. орг-ции провели десять вооруж. восстаний против цинской монархии, пока, наконец, 10 окт. 1911 не началась "Синьхайская революция", вспыхнувшая в г. Учане и провозгласившая Китайскую Республику. По возвращении в Китай из эмиграции в дек. 1911 С. Я.-с. был избран первым временным президентом Республики, в исполнение обязанностей к-рого официально вступил 1 янв. 1912. Будучи президентом, руководил деятельностью Нанкинского пр-ва, выработавшего демократическую, в тех условиях, временную конституцию Китайской Республики. В. И. Ленин, относившийся с большой симпатией к революц. борьбе кит. народа против маньчжурской монархии и нац.-освободит. движению в Китае, дал высокую оценку С. Я.-с. Он назвал его "... революционным демократом, полным благородства и героизма..." [Полн. собр. соч., 5 изд., т. 21, с. 402 (т. 18, с. 145)], но в то же время указывал и на утопизм планов С. Я.-с. избежать развития капитализма в Китае, отмечая сходство этих планов с воззрениями рус. народников. После отречения в февр. 1912 маньчжурской династии от престола, С. Я.-с. вынужден был под давлением сил внутр. феод.-компрадорской реакции и империалистич. держав сложить с себя президентские полномочия; однако он продолжал бороться с реакц. силами за создание демократич. республиканского строя в Китае, используя для этой цели партию Гоминьдан (Национальная партия), созданную вместо Союзной лиги. В период воен. диктатуры Юань Ши-кая С. Я.-с. создал в эмиграции (Япония, 1914) новую революц. орг-цию Чжунхуа гэминдан (Кит. революционная партия). Однако до Вел. Окт. социалистической революции он непрерывно терпел поражения в схватках с силами внутр. и внеш. реакции.

Победа Окт. революции в России оказала на С. Я.-с. огромное влияние. В 1918 он направил В. И. Ленину телеграмму, в к-рой выражал глубокое восхищение тяжелой борьбой революц. масс России и выражал надежду на то, что в будущем революционные партии Китая и России объединятся для совместной борьбы. Дружественная политика Сов. страны в отношении Китая, отказ от всех привилегий и прав, полученных в свое время в Китае царизмом, активная и бескорыстная помощь революц. силам Юж. Китая, во главе к-рых он стоял, произвели на С. Я.-с. неизгладимое впечатление. По его просьбе Сов. пр-во направило в Гуанчжоу – столицу революц. пр-ва Юж. Китая группу воен. специалистов. На пост своего политич. советника С. Я.-с. пригласил осенью 1923 старого рус. профессионального революционера большевика M. M. Бородина, при помощи к-рого была реорганизована Национальная партия, ставшая коалицией всех антифеод. и антиимпериалистич. сил. С. Я.-с. установил тесную переписку с сов. дипломатами, чутко прислушивался к советам друзей из СССР. Под влиянием идей Окт. революции и революц. практики Китая "три народных принципа" С. Я.-с. наполнились новым содержанием и стали программой создания единого антиимпериалистич. и антифеод. фронта. В 1924 С. Я.-с. провозгласил свои три основные политич. установки – нерушимый союз с Сов. Россией, союз с компартией Китая, опора на рабоче-крест. массы. Смерть С. Я.-с. помешала ему довести до конца дело нац. освобождения Китая. Последним документом, подписанным С. Я.-с. накануне смерти, было обращение к ЦИК СССР, в к-ром он выражал надежду на то, что настанет день, когда свободный и независимый Китай пойдет рука об руку с Сов. Союзом к светлому будущему человечества.

С. Я.-с. посвящена большая лит-ра. Книги бурж. авторов, изд. при жизни С. Я.-с., проникнуты, как правило, ненавистью к нему и к его стремлению превратить Китай в суверенное гос-во (J. О. P. Bland, Recent events and present policies in China, L., 1912; B. L. Mackay, China, die Republik der Mitte. Ihre Probleme und Aussichten, Stuttg.-В., 1914; и др.). В последние годы жизни С. Я.-с. бурж. пресса злобно нападала на него, называя "идеалистом", "слепым орудием в руках Кремля и кит. коммунистов". Книги 30–40-х гг. амер., зап.-европ., япон. и гоминьдановских авторов отличаются попытками изобразить С. Я.-с. сторонником империалистич. держав, набожным христианином, поклонником амер. и англ. бурж. демократии, противником СССР (H. B. Restarick, Sun Yat-sen, New Haven – L., 1931; The triple demism of Sun Yat-sen, trad, by Paschal D'Elia, Wuchang, 1931; P. Linebarger, The political doctrines of Sun Yat-sen, Bait., 1937; St. Chen, and R. Payne, Sun Yat-sen. A portrait, N.Y., 1946, и др.). В книгах бурж. ученых, изданных после победы Кит. революции (1949), С. Я.-с. продолжают изображать другом Запада и "жертвой коммунистич. интриг" (A. Whiting, Soviet policies in China 1917–1924, Ν. Υ., 1954; Leng Shao-Chuan and N. D. Palmer, Sun Yat-sen and communism, N. Y., 1960). В то же время на Западе появляются книги прогрессивных ученых, дающих объективную оценку С. Я.-с. (J. Chesneaux, Sun Yat-sen, P., 1959; Е. С. Pischel, Le origini ideologiche dеllle revoluzione cinese, Novara, 1958, и др.).

Основоположником марксистской историографии о С. Я.-с. был В. И. Ленин, к-рый в своих работах, написанных в 1912–1913, дал четкую оценку клас. сущности программы С. Я.-с, показал на примере жизни и деятельности кит. революционера-демократа, что в Азии буржуазия еще не исчерпала революц. возможностей и способна вести борьбу против феод, и империалистич. сил [В. И. Ленин, Демократия и народничество в Китае, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 21 (т. 18); его же, Обновленный Китай, там же, т. 22 (т. 18); его же, Борьба партий в Китае, там же, т. 2.3]. Сов. историки, опираясь на труды B. И. Ленина, проделали большую работу по изучению различных сторон 40-летней революц. борьбы С. Я.-с. [перечень работ см. в кн.: Сунь Ят-сен (Библиографич. указатель), сост. И. К. Глаголева, М., 1966].

В КНР в 1957 вышла книга Чэнь Си-ци "Сунь Ят-сен до образования Объединенного Союза" (Тунмэнхой чэнли цянь-ды Сунь Чжун-шань). Кит. ученые написали также ряд статей, освещающих различные этапы революц. Деятельности C. Я.-с. В связи с 50-летием Синьхайской революции в Китае были опубликованы многочисл. воспоминания о С. Я.-с. [см. в сб.: Синьхай гзмин хуэйилу (Воспоминания о Синьхайской революции), т. 1–6, Пекин, 1961–63].

Соч: Сунь Чжун-шань сюаньцзи (Избр. произв.), т. 1–2, Пекин, 1956; в рус. пер. – Избр. произв., М., 1964.

Лит.: Сенин Н. Г., Общественно-политические и философские взгляды Сунь Ят-сена, М., 1956; Тихвинский С. Л., Сунь Ят-сен. Внешнеполитические воззрения и практика, М., 1964; Сунь Ят-сен. 1866–1966. К столетию со дня рождения. Сб. статей, воспоминаний и мат-лов, М., 1966.

С. Л. Тихвинский. Москва.



Еще в энциклопедиях