Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Иррационализм





ИРРАЦИОНАЛИ́ЗМ (от лат. irrationalis – неразумный, бессознательный) – одно из течений филос. идеализма, характеризующееся принижением роли сознательного, рационального момента в жизни и поведении человека, отрицанием объективной закономерности развития природы и общества и возможности их науч. познания. Крупнейшими представителями филос. И. в новое время были Ф. "Шеллинг", А. Шопенгауэр и Ф. "Ницше". В бурж. философии эпохи империализма И. особенно распространен. Его наиболее яркими выражениями являются "философия жизни" (В. "Дильтей", А. Бергсон, Г. Зиммель и др.) и "экзистенциализм" (М. Хейдеггер, К. Ясперс, Ж. П. Сартр, Г. Марсель и др.). И. в различной степени пропитывает и др. течения совр. филос. идеализма. В области социологии и социальной психологии И. особенно полно выражен во фрейдизме.

В бурж. историографии И. проявляется как в интерпретации ист. процесса, так и в трактовке самого ист. познания. И. в интерпретации ист. процесса, уходящий своими корнями в нем. романтич. историографию (см. "Романтизм"), категорически отрицает наличие в истории объективной закономерности. Абсолютизируя роль случайности в обществ. развитии, И. утверждает абс. индивидуальность, неповторимость актов ист. творчества. Специфической формой И. в истолковании обществ. жизни является фрейдизм. Принижая роль и значение сознат. деятельности людей, фрейдисты объясняют социальное поведение человека влиянием прирожденных бессознат. инстинктов и импульсов, имеющих биол. природу. Массовые нар. движения, особенно революц. движения, они изображают как проявление диких инстинктивных сил "массовой истерии", войны рассматриваются как проявления якобы присущего человеку "инстинкта разрушения" и т. д. Наиболее заметно влияние фрейдизма проявляется в ист. биографиях, в к-рых нередко вся деятельность ист. личности "объясняется" ее детскими сексуальными переживаниями.

Продолжая традиции Ф. Ницше, В. Дильтея, О. Шпенглера, совр. философы и историки-иррационалисты (нем. – Т. Литт, Г. Риттер, Э. Ротаккер, Ф. Хайек, франц. – А. Марру и др.) отрицают возможность широких ист.-социологич. обобщений и основывают ист. знание гл. обр. на интуиции. Подчеркивая, что в создании любых ист. концепций громадное значение имеет мировоззрение историка, они изображают это мировоззрение как нечто по самой своей природе донауч., иррациональное. Ист. познание ставится, т. о., в зависимость от субъективных душевных качеств историка и трактуется как разновидность художеств., творчества.

Лит.: Совр. субъективный идеализм, М., 1957; Данилов А. И., Теоретико-методологич. проблемы ист. науки в бурж. историографии ФРГ, в сб.: Ср. века, М., 1959, в. 15; Кон И. С., Филос. идеализм и кризис бурж. ист. мысли, М., 1959; его же, Бурж. философия истории в тупике, "ВИ", 1960, № 12; Ист. материализм и социальная философия совр. буржуазии, М., 1960; Кроссер П., Заметки об иррациональности в совр. амер. мысли, "ВФ", 1960, № 8; Гайденко П. П., Философия истории М. Хейдеггера и судьбы бурж. романтизма, там же, 1962, № 4; Ойзерман Т., Голос разума и совр. филос. иррационализм, "Коммунист", 1960, № 14; Hayek F. Α., The counterrevolution of science, Glencoe, 1952; Hughes H. S., Consciousness and society, N. Y., 1959; Lukács G., Die Zerstörung der Vernunft, В., 1955; Mаrrоu H.-J., De la connaissance historique, 4 éd., P., 1962; Rоssi P., Lo storicismo tedesco contemporaneo, Torino, 1956; его же, Storia e storicismo nella filosofia contemporanea, Mil., 1960; Rothacker E., Logik und Systematik der Geisteswissenschaften, 2 Aufl., Bonn, 1948.

И. C. Koн. Ленинград.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia