
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
В О Е Н Н О Е детъ обратиться въ совещательное при министр? учрежденіе. Должность начальника генеральнаго штаба у насъ создана по образцу должно сти начальника генеральнаго штаба въПруссіи. Начальникъ генеральнаго штаба есть органъ управленія, независимый отъ воен наго м—ра и непосредственно подчиняю щейся верховной власти. Въ кругъ его в?д?нія входитъ генеральный штабъ и раз работка вопросовъ, относящихся до подго товки къ войн?. Хотя деятельность на чальника генеральнаго штаба почти ли шена элементовъ административной работы, темъ не менее целесообразность созданія подобнаго самостоятельнаго органа является весьма сомнительной. Учрежденіе такой должности, какъ самостоятельнаго органа, прежде всего нарушаетъ принципъ единства управленія, создавая возможность постоянныхъ столкновеній съ другими органами управленія. На опасность для военнаго дела такого положенія вещей обращено уже самое серьезное вниманіе въ Германіи, гдё эта дол жность имеетъ за собою почти целый векъ исторіи. Учрежденіе же этой должно сти именно въ Россіи, где вопросы, подле жащие компетенціи начальника генеральнаго штаба, входятъ уже въ кругъ веденія и раз решенія совета обороны, прямо является -іепонятнымъ. И такъ, высшее военное управленіе у насъ слагается изъ следующихъ элементовъ. Верховное командованіе войсками принад лежитъ монарху. Во главе военнаго управленія стоитъ военный м—ръ, какъ органъ исключительно админстративно-хозяйственный; ему непосредственно подчиняется воен ное министерство, состоящее изъ главнаго штаба, ведающаго вопросы организаціи и комплектованія арміи, канцеляріи военнаго мин—ства и семи главныхъ управленій: интендантскаго, артиллерійскаго, инженернаго, военно-медицинскаго, военно-учебныхъ заведеній, казачьихъ войскъ и военно-суднаго. Заведываніе вопросами по подготовке къ войне принадлежитъ независимому отъ военнаго м—ра органу—начальнику гене ральнаго штаба, стоящему во главё глав наго управленія генеральнаго штаба. Два высшихъ и независимыхъ отъ военнаго м—ра коллегіальныхъ органа—военный со в е т ъ и советъ государственной обороны— выполняютъ функціи: первый—законосове щательная органа при монархе по вопро самъ военнаго законодательства, а вто рой—совещательная органа по вопросамъ государственной обороны. Существеннейшимъ недостаткомъ системы нашего выс ш а я военная управленія, такимъ образомъ, являются: во-1-хъ, раздробленіе его между В ? Д О М С Т В О 421 несколькими независимыми другъ отъ дру га органами, чемъ нарушается весьма важ ный принципъ единства управленія, а во2-хъ, отсутствіе согласованія его съ новыми принципами государственнаго устройства, провозглашенными манифестами 17 октября и 20 февраля. Отступленіе отъ этихъ двухъ принциповъ—единства управленія и соответствіяего съуправленіемъ общегосударственнымъ — можетъ лишить военное управленіе возможности выполнить ту работу по возсозданію арміи, которая ставится теперь жизнью, какъ главная задача его деятель ности. Отъ военнаго управленія, въ строгомъ смысле этого слова, необходимо отличать управленіе войсками, во главе котораго въ мирное время стоятъ командующіе вой сками въ округахъ, а въ военное время— командую щіе и главнокомандующий ар миями.—Командующій или главнокомандую щий войсками округа есть главный началь никъ войска вверенная ему округа. Подчи няясь въ своей деятельности непосредствен но верховной власти, онъ осуществляетъ въ округе функціи: строевыя—по инспектированію войскъ, и хозяйственныя—по наблюденію за своевременнымъ отпускомъ войскамъ положенная имъ довольствія. По производству хозяйственныхъ операцій командующій войсками действуетъ въ каче стве председателя военно-окружная сове та, являющаяся въ округе высшимъ учре жден іемъ по деламъ военнаго хозяйства. Съ объявленіемъ мобилизаціи командую щей войсками вступаетъ въ командованіе арміей, образуемой изъ войскъ округа. КомандующІй арміей, какъ лицо, на ко торое возлагается непосредственное осуществленіе задачъ вооруженной борьбы съ непріятелемъ, наделяется закономъ чрез вычайно широкими полномочіями. Ему под чиняются не только все части и чины арміи и гражданское управленіе местностей теа тра войны, но ему предоставляется еще весьма важное право объявленія на военномъ положеніи входящихъ въ сферу его власти местностей, въ целяхъ усиленія местной администраціи и л у ч ш а я обезпеченія въ нихъ порядка и спокойствія. Въ отношении направленія военныхъ действій командующій арміей совершенно са мостоятельно изыскиваетъ способы къ достиженію намеченной цели, руководству ясь по этому предмету лишь общими указаніями главнокомандующего; по части же хозяйственной, въ отношеніи обезпеченія арміи, онъ имеетъ почти неограниченныя права. При командующемъ арміей состоитъ полевой штабъ очень сложная со става. Еще более широкими полномочіями пользуется главнокомандующий арміями