Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Риман Г. Музыкальный словарь..."

Ключ





(фр. Clef, лат. Ciavis, англ. Key, нем. Schlüssel) – знак (исторически развившийся из некоторых нотных букв: f, g и др.), поставленный в начале нотоносца и устанавливающий известную высоту и название той или иной исходной ноты, в зависимости от которой определяются уже все остальные ноты. Знак этот служит как бы ключом для чтения пьесы, откуда и получил свое название. В настоящее время употребляются пять к-й: В старинной музыке ключ F встречается также на верхней (низкий басовый к.) или средней линии (баритоновый к.), а ключ G – на нижней линии (французский скрипичный ключ, напр. в партитурах Люлли; употреблялся и в Германии для партии Flûte à Bec). Относительно отдельных к-ей сравни соответствующие статьи. В качестве к-й, ставившихся в начале нотоносца (claves signatae), сначала (в 10–11-м веке) у потреблялись те из букв, которые служили как бы вехами полутоновых ступеней в основной гамме, т.е. f (e: f) и с (h: с'); чтобы запечатлеть еще больше в памяти полутоновую ступень, линии, на которых стояли эти буквы (ключевые), делались цветными (f – красною, с – желтою). Употреблявшиеся также в качестве Claves signatae (уже в 13-м веке) ключи Г (греч. "гамма", – вместо латинского большего G), g и dd (g' и d") не достигли практического развития. Лишь в 15–16-м веке к. g начинает встречаться чаще и именно ближе к старинному значению к-ей, как знаков транспозиции церковных ладов на квинту вверх (с повышением f в fis), так что и знак стал отмечать semitonium [полутон] (впрочем, в другом смысле; срв. "Chiavette"). В нотациях Cantus'a в "табулатурах" (См.), к. g без значения транспозиции был, напротив, уже в 16-м веке весьма обыкновенным явлением. В настоящее время заметно повсеместное стремление отбросить все к. кроме скрипичного ( на 2-й линии) и басового ( 4-ой линии); впрочем, альтовый ( на средней линии) для альта и теноровый ( на 2-й линии сверху) для тромбона, фагота и виолончели находятся еще во всеобщем употреблении. Еще во времена Баха применение альтового к. для низкого регистра скрипки было явлением весьма обыкновенным. В подобных случаях даже басовый к. употреблялся довольно часто, впрочем только в местах unisono всех струнных инструментов (причем для скрипки и альта к. этот читался на октаву выше чем для виолончели). Каким образом ключевые буквы, постепенно преображаясь, приняли современную форму ключей – См. статьи "C", "F" и "G". Ключами (Claves) назывались раньше также клавиши органа, фп., Drehleier (отсюда "клавиатура"), а также и клапаны (это слово также происходит от clavis) духовых инструментов.

Еще в энциклопедиях