Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Риман Г. Музыкальный словарь..."

Киль





(Kiel), Фридрих, значительный немецкий композитор, род. 7 окт. 1821 в Пудербахе близ Зигена, ум. 14 сент. 1885 в Берлине, первоначальное обучение получил у отца, сельского школьного учителя и вскоре занялся самоучкой игрой на фп. и композицией; несколько тетрадей танцев и вариаций появились уже в 1832–34. Князь Карл Витгенштейн-Берлеберг принял участие в талантливом мальчике и давал ему сам уроки игры на скрипке (1835). Первыми крупными произведениями К. были 2 тетради вариаций для скрипки с орк. Изучив теорию под руков. Каспара Куммера в Кобурге (1838–39) К. получил в 1840 место концертмейстера придв. капеллы в Берлеберге. Следующими затем произведениями его (1837–42) были 2 увертюры (H-moll, C-dur), пьесы-соло (вариации, фантазии) для фп., скрипки, гобоя с оркестром, кантата, 4 фп-ные сонаты, фп-ные пьесы, романсы и хоры. По рекомендации князя и на основании представленных им композиций К. получил стипендию от Фридриха-Вильгельма IV и упражнялся в течение 21/2 лет (1842–44) под руководством О. В. Дена в контрапунктических работах самого строгого стиля. С этого времени он окончательно поселился в Берлине. В 1850 К. отдал на суд публики свои первые напечатанные произведения: 15 канонов op. 1, и 6 фуг op. 2. Известность его быстро росла, особенно с тих пор (1862) как хоровое общество Штерна исполнило его первый реквием (op. 20, написан в 1859–60, в новой обработке издан 1878); второй реквием (op. 80, As-dur) написан был за несколько лет до смерти композитора. Хоровое об-во Штерна исполнило впервые также оба следующие крупные произведения К., "Missa solemnis" (1867, написана 1865) и ораторию "Christus" (1874, написана 1871–72; до 1878 исполнялась в Берлине 6 раз). Хотя в этих главных произведениях К. и не сказались определенные черты самобытного творчества, а скорее основательное знакомство композитора с Бахом и Бетховеном и часто бессознательное подражание им, но все же в них проявилось такое высокое мастерство в сочетании с строго-критическим отношением к себе и тонким эстетическим инстинктом, что они имеют несомненное право на одно из первых мест в новейшей литературе. Уже в 1865 К. был избран действит. членом академии искусств, в следующем году он занял место преподавателя композиции при консерватории Штерна, распространению известности которой он много содействовал. Получив уже в 1868 звание профессора, он с 1870 приглашен был преподавателем композиции во вновь основанную высшую школу музыки, а вместе с тем избран в члены сената академии. У К. было множество отличных учеников; фп-ные уроки он давал только до своего поступления преподавателем в консерв. Штерна. К перечисленным выше произведениям К. следует присовокупить: Stabat Mater (op. 25, 1862), 130-й псалом (op. 29, 1863; оба для женск. хора, соло и оркестра), Te Deum (op. 46, 1866) и 2 пьесы (op. 83) для смеш. хора с оркестром. Сочинения его в области инструментальной музыки также достойны внимания; кроме многочисленных (кое-где напоминающих Шопена) произведений для фп. в 2 руки (отметим вариации op. 17 и 62, три жиги op. 36, а также мелкие пьесы op. 55, 59, 71, 79) и нескольких для фп. в 4 руки, фп-ного концерта (op. 30), 4 оркестровых маршей (op. 61), он написал 4 скрипич. сонаты, сонату д. виолончели (op. 52), сонату для альта (op. 67), 7 трио (op. 3, 22, 24, 33, 34, 65; последний содержит 2 трио), 3 фп-ных квартета (op. 43, 44, 50), 2 квинтета (op. 75, 76), 2 струнн. квартета (op. 53) и две серии "Walzer für Streichquartett" (op. 73 и 78). Срв. статьи о К. "Бунгерта" (N. Z. f. Musik, 1875), Сарана (Allg. M.-Ztg. 1862), "Гумпрехта" (Westermanns Monatshefte 1886) и в журн. "Musik" 1902.

Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia