Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Риман Г. Музыкальный словарь..."

Канон





, 1) по современной терминологии – самая строгая форма музык. имитации, состоящая в том, что два или несколько голосов исполняют одну и ту же мелодию, но вступают не разом, а друг за другом: после того, как один голос выступил с началом темы, вступает второй голос с тем же началом в то время, как первый продолжает тему; затем вступает третий с тем же началом, тогда как два первых продолжают тему и т.д. К. могут быть: в приму, когда имитирующий голос точно повторяет тоны темы, вступая позже другого на полтакта, такт или более; в октаву, когда имитирующий голос повторяет мелодию первого голоса октавой выше или ниже; в верхнюю или нижнюю квинту, когда мелодия при имитации транспонируется на квинту; в этом случае имитирующий голос может или точно воспроизводить все интервалы темы или же несколько изменять их сообразно с требованиями главного строя. Точно также существуют каноны в верхнюю и нижнюю кварту, верхнюю и нижнюю секунду и т.д. Дальнейшие виды к-а происходят путем пропорционального увеличения или уменьшения нотных длительностей в имитирующем голосе (Canon per angmentationem или diminutionem) или путем обращения всех интервалов (al inverso, per motum contrarium), так что все шаги темы вверх передаются при имитации посредством соответственных шагов вниз и наоборот; есть даже такой вид к-а, при котором второй голос начинает тему с конца (Canon cancricans, зеркальный к.). Высшего процветания искусство к-а достигло благодаря нидерландским контрапунктистам 15–16-го века. Срв. Ambros, Geschichte der Musik, т. 3; также О. Klauwell, Die historische Entwickelung des musikalischen Kanons (1877). – Слово к. означает на греческом языке: предписание, правило (руководящая нить); дело в том, что старинные контрапунктисты не имели обыкновения выписывать каноны в виде партитуры или поголосно, а нотировали один только голос, обозначая на нем места вступления других, причем дальнейшие особенности имитации указывались в виде загадки (загадочный к.); нотированный голос назывался к., а самая пьеса Fuga или Conseguenza. Современная фуга также обусловлена строгими правилами, но по сравнению с к-м может считаться весьма свободной формой имитации употребительные в ней обозначения dux (вождь) и comes (спутник) в прежнее время служили также и для канона. Первый голос назывался также Guida, Proposta, Antecedente, Precedente, а имитирующий – Conseguente, Risposta. Когда голоса вступали друг за другом на расстоянии половинной ноты (Minima), то к. назывался Fuga ad minimam (срв. пример в статье ""Вступительные знаки""). – 2) У греков к-м назывался монохорд, ввиду того что последний служил для математического определения высоты тона (октава = 1/2 длины струны и т.д.); вследствие этого пифагорейцы, музык. теория которых опиралась на к., назывались канониками, в противоположность гармоникам (Аристоксен и его школа), которые не придавали большего значения математике в музыке. – 3) Одна из форм богослужебной греческой поэзии и музыки. В к-не 9 отделов (по образцу 9 ветхозаветных гимнов); каждый отдел в свою очередь состоит из ирмоса и подобных ему тропарей. В настоящее время из к-а поются только ирмосы, тропари же читаются, за исключением Пасхального к-а, который поется весь. К-ы помещены в богослужебных книгах; все ирмосы составляют отдельную книгу – ирмологий. Неполные к-ы называются – двупеснец, трипеснец, четверопеснец.

Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia