
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
АРХИТЕКТУРНЫЕ ОРДЕРА им удлиненным планом, и капителями двух столбов, вызывающими ассоциации с ахеменидским искусством, являлась культовая постройка в святилище Аполлона на Делосе — Портик Быков (кон. IV в. до н. э.). Оригинальны также постройки святилища Кабиров на Самофракии: мистериальный храм Кабиров в виде базилики с апсидой (III в. до н. э.) и Артемисион в форме ротонды (тогда же). В эпоху эллинизма был разработан новый тип культовой постройки — монументальный алтарь в виде подиума с врезанной в него широкой открытой лестницей и площадкой для жертвенника, опоясанной колоннами, наверху. Его примеры — это алтарь Артемиды Левкофриены в Магнесии на Меандре и алтарь Зевса в Пергаме (180 до н. э.). Историческое значение архитектурного наследия Древней Греции невозможно переоценить. Оно стало основой архитектуры Древнего Рима, а через ее посредство (с сер. XVIII в. также и непосредственно) — образцом для всей классической архитектуры от Ренессанса до сер. XX в. Л. Т. АРХИТЕКТУРНЫЕ ОРДЕРА. Варианты архитектурного ордера, различные по своей тектонической выразительности (см. Тектоника): от визуально тяжелых, прочных и выносливых, как дорический, до стройных, легких и грациозных, как коринфский ордер. В свою очередь, эти тектонические различия вызваны разницей форм и пропорций отдельных ордеров, одних — более приземистых и простых, других — более тонких и украшенных. Из истории классической архитектуры известны две системы ордеров — греческая и развившаяся из нее римская, внутри каждой из которых архитектурные ордера образуют градацию по тяжести/легкости. Первая среди них, греческая, возникшая в нач. VI в. до н. э. и окончательно сформировавшаяся в IV в. до н. э., представляет собой трехступенчатую градацию, где самым тяжелым и сильным является дорический, средним — ионический и легким — коринфский (см.: Дорический ордер; Ионический ордер; Коринфский ордер). Л. Т. АРХИТЕКТУРНЫЙ ОРДЕР. Наиболее разработанная и важная из тектонических систем, применявшихся в классической архитектуре; представляет собой художественно-архитектурный образ стоечно-балочной конструкции. Соответственно логике данной конструкции делится по вертикали на три основные части: 1) опору, 2) несущую и 3) несомую системы. Опора может присутствовать в виде многоступенчатого стереобата, подиума или ряда пьедесталов под колоннами. Л. Т. АРХИТРАВ, э п и с т и л ь. Нижняя часть антаблемента; архитектурный образ основной балки, принимающей на себя тяжесть перекрытия и передающей ее колоннам. Лицевая поверхность — либо совершенно гладкая и вертикальная, как в дорическом ордере, либо оживленная слабо выступающими (верхняя над нижней) 100