* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
АКАМАНТ
воззрение позднего Платона, соединившее теорию идей с пифагорейской теорией чисел (см. Пифагореизм) господствовало там на первом этапе (Древняя Академия; схолархи (руководители): Спевсипп, Ксенократ и др.); жизнь школы была организована тогда по образцу пифагорейского союза (строгая регламентация, аскетизм), особое внимание уделялось изучению математики (девиз Академии — «Негеометр да не войдет!»). Однако присущая платонизму диалектическая критика возможностей чувственного познания со временем была здесь распространена и на возможность постижения сверхчувственной реальности идей. В результате, после того как ок. 265 до н. э. схолархом Академии стал Аркесилай, это учреждение превратилось в центр т. н. академического скептицизма и начался период Средней Академии. Академический скептицизм был прежде всего направлен против гносеологического оптимизма стоиков (см. Стоицизм). Однако основанное на антитетике, т. е. на доказательстве одинаковой справедливости взаимоисключающих тезисов, радикальное отрицание возможности познавать истину сочеталось в нем с практическим подходом к оценке суждений о действительности: предпочитать следует те из них, которые кажутся более убедительными; ими следует руководствоваться в разных жизненных обстоятельствах. Идеи Аркесилая были доведены до логического предела Карнеадом; с приходом последнего на должность схоларха Академии ок. сер. II в. до н. э. начался период Новой Академии. Схолархат Филона из Ларисы (кон. II — нач. I в. до н. э.) ознаменовал начало постепенного отхода от скептицизма — этапа, иногда определяемого как 4-я Академия. Ученик Филона и тоже схоларх (1-я четв. I в. до н. э.) Антиох Аскалонский инициировал возврат к традициям Древней Академии (5-я Академия). При Антиохе окончательно завершился период противостояния Академии стоицизму; сам Антиох полагал, что стоицизм, равно как аристотелизм, совпадают с платонизмом в своей основе. С тех пор и до кон. IV в. до н. э. Академия продолжала функционировать, но больше как образовательный (в 78 до н. э. там слушал лекции Цицерон), чем как исследовательский центр. Новый расцвет философского творчества в Академии начался в V в. н. э. и продолжался в VI в. н. э.; он был связан с проникновением в Академию учения неоплатонизма (Прокл, Дамаский). В 529 н. э. Академия как языческая философская школа была закрыта согласно указу императора Юстиниана. Л. Т. АКАМАНТ. В древнегреческой мифологии сын Тесея и Федры. Участник Троянской войны. Входил в посольство эллинов, требовавших от троянцев возвращения Елены. Дочь Приама Лаодика влюбилась в Акаманта и родила ему сына. После взятия Трои Акамант вместе с братом Демофонтом освободил из троянского плена мать Тесея Этру, похищенную Диоскурами и отданную в рабство Елене. Братья привезли Этру в Афины, где после смерти афинского царя Менесфея получили власть. Из Афин Акамант вывел колонию на о. Кипр, где и умер. В. Л.
18