* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
РАЗВИТИЕ
тие Р. тесно связано с понятием прогресса. Однако в сфере философ ского и научного употребления оно фиксирует бытие системы как един ство прогресса и регресса, обновления и разрушения, самоутвержде ния и самоуничтожения. В жесткой (и ограниченной) форме понятие Р. трактуется в рамках бытия определенного объекта. Качественные изменения, новизна, усложнение и упрощение — все эти характеристики, чтобы придать конкретный смысл понятию P., дол жны быть сопряжены со специфическим способом бытия объекта, его временными, пространственными и прочими мерами. В более широком плане это означает, что Р. как всеобщее категориальное определение бытия нуждается в своего рода «адаптации» к различным видам, фор мам и процессам бытия, к соответствующим мерам определения ка честв, новизны, сложности, простоты и т. п. Оставаясь важным мето дологическим и мировоззренческим ориентиром, категория Р. по необходимости вступает во все более тесный контакт (конфликт и диа лог) с разнообразными формами человеческого опыта, с вырабатывае мыми в них представлениями и критериями. Философское осмысление Р. первоначально строится на традиционных противопоставлениях дви жения и покоя, изменчивости и устойчивости, преобразования и сохра нения. Причем, идеи устойчивости и сохранения оказываются исход ными в истолковании Р. (как и идея бытия — в понимании становления, а представление о вещах — в объяснении процессов). В европейской культуре понятие Р. начинает приобретать категориальный и мировоз зренческий смысл на переломе от античности к средневековью в ходе становления понятия истории и его христианских интерпретаций. В свя зи с понятием истории понятие Р. приобретает оттенки, намечающие направленность, связанность, поступательность процессов, происхо дящих в природе и в обществе. Формируется образ Р. как восходящего движения — линии, — по ходу которого могут быть расставлены и со поставлены различные стихии, вещи, формы бытия, события, истории, человеческие действия и т. д. В XVII–XIX вв. заметный вес в характе ристике Р. приобретает критерий новизны; Р. рассматривается как по явление новых вещей и идей: в природе — как возникновение струк тур, функций, систем (гл. обр. применительно к живой природе), в обществе — как создание новых технических приспособлений, обна ружение ресурсов, открытие пространств для приложения сил, фор мирование средств практической и теоретической деятельности. Идея преобразования, вносимого человеком в мир, оказывает сильное воз действие на трактовку Р.: мир как бы распадается на сферу субъектов и систем, способных к преобразованию, и сферу вещей, объектов, бес форменных материй и стихий, не имеющих развития. В XIX столетии понятие Р. и связываемое с ним понятие новизны вводятся в мир коли чественных измерений, приобретают дополнительные обоснования в логике усложняющейся человеческой деятельности, в логике связей, возникающих в системах действий, средств и предметных результатов 402