* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
РАЗВИТИЕ
которая предполагает равное участие всех граждан и стремится к об щественному благу. Согласно Руссо, Р. людей исчезает с появлением собственности. Руссо признает право людей на восстановление нару шенного Р. путем насильственного свержения власти. Представители утопического коммунизма (Ф. Бабеф, Ж. Мелье, Г. Мабли и др. ) под вергли всесторонней критике не только социальное неравенство как действительность современного им общества, но и формы сознания, оправдывающие неравенство путем теологической, натуралистической, юридическо правовой аргументации. В XX в. наблюдается сосуществование целой группы авторитетных, как либеральных и неолиберальных, так и консервативных и неокон сервативных направлений социально философской мысли, последова тельно защищающих принципы «Р. возможностей» (равноправие лю дей в путях достижения желанного положения в обществе), «Р. условий» (равенство получаемых услуг, одинаковый доступ ко всем норматив ным учреждениям), «Р. результатов» (эгалитарное распределение ре сурсов, при котором все будут равны) и т. д. Кроме того, идеал Р. выступает связующим звеном между различными традициями мораль ной и политической мысли, играет конститутивную роль в понимании людьми множества нормативных понятий, связан не только с концеп туальным и философским, но и с историческим измерением, выступает ориентиром во мн. социальных движениях. Такая множественность зна чений и роли Р. связана с тем, что Р. так же, как и справедливость, не может быть «категорическим» (в кантовском смысле) или безуслов ным (моральным или политическим), а всегда касается нас самих. При этом Р. рассматривается не как критерий или мера, а как неразреши мый предел, поскольку Р. и есть Р. тех, которые ни в чем друг другу не равны. Р. выявляется в разности, ибо разность и есть истинное Р. Оно необходимо модализируется как невозможность собственной имма нентности, т. е. как невозможность собственного конституирования на основе единой для всех антропологической, политической, моральной и любой др. характеристики (см. «Справедливость»).
Т. Х. Керимов
РАЗВИТИЕ — понятие, характеризующее качественные изменения объек тов, появление новых форм бытия, существование различных систем, сопряженное с преобразованием их внутренних и внешних связей. Вме сте с понятиями движения, становления, процессуальности понятие Р. позволяет описывать изменчивость вселенной, возникновение природ ных форм, биологических видов и индивидов, преобразования обще ственных систем, обновление сил и способностей человеческой лично сти. В отличие от этих понятий понятие Р. акцентирует внимание на качественных изменениях объектов и систем, сохраняющих их основ ные формы и функции, обновляющих и «достраивающих» последние по меркам самих систем и объектов. В обыденном употреблении поня 401