* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
Р
РАВЕНСТВО — понятие, выражающее отношение к взаимозаменяемости по определенному критерию. Социальный смысл Р. между людьми мно гообразен, но главными его формами являются обладание равными пра вами, Р. имущественное и статусное. Р. составляет неразрешимый пре дел справедливости. Теория Р. Платона и Аристотеля характерна своим элитаризмом. Оба являлись приверженцами «естественного права», признающего природное неравенство людей в характере и способности, а значит, и неравенство в распределении благ. Соответственно, и резко негативное отношение их к демократическому Р. В позднюю античность понятие Р. было переведено из области философии в область правовой мысли. Большую роль в развитии естественно правовых представлений о Р. сыграли римские стоики. Понятие Р. стоики выводили из разума и при роды, т. е. обосновывали идею причастности всех людей единому лого су. В эпоху средневековья понятие Р. не выходило за рамки теологи ческого мировоззрения. С утверждением христианства как мировой религии понятие социального Р. трансформируется в религиозное Р. — Р. всех людей перед Богом. Социальное неравенство людей оказывает ся производным и второстепенным по сравнению с дарованной всем людям возможностью равного отношения к воле Бога. В эпоху Нового времени на смену теологической приходит правовая трактовка Р. Со циальное неравенство включается в систему формального, правового Р. В XVII в. этот переход отражается во взглядах теоретиков естествен ного права (Г. Гроций, Т. Гоббс и др), которые утверждали, что от при роды все люди равны и имеют право на все, но в естественном состоя нии, вне государства, имеет место «война всех против всех», поэтому люди отказываются от своего права на все и как равные вступают в до говорные отношения, которые диктуются естественным и нравствен ным законом. Всестороннее обоснование теория общественного дого вора получает в трудах мыслителей франц. Просвещения. В частности, Руссо рассматривал в качестве социальной основы Р. «всеобщую волю», 400