* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
КАТЕГОРИИ потопе, первоначально рассматриваемом как избавление и лишь по зднее переосмысленном с т. зр. обитателей суши. Представленное Ференци психоаналитическое учение о К., в свою очередь, близко к естественно научным теориям К., развивавшимся еще с начала XIX в. Впервые теория К. в естествознании была предложена в 1812 г., когда основатель палеонтологии Ж. Кювье поставил вопрос об использовании ископаемых для определения возраста геологических слоев. Исчезновение одних видов ископаемых организмов и появление новых форм в последовательно расположенных слоях земной коры Кю вье объяснил К. и последующим творческим актом восстановления жизни. В результате «последней катастрофы» образовались современ ные материки и появился человек. На фоне глобальных К. происходят не столь масштабные материковые К., итогом одной из таких К. стала гибель мамонтов. С т. зр. Кювье, силы, производящие К., не имеют ана логов в современном мире. После К. наступает длительный период по коя, в ходе которого воссоздаются рельефы, растения и животные, ос тающиеся затем неизменными на протяжении длительного времени. Победа Кювье над Ж. Б. Ламарком и Ж. Сент Илером в диспуте во Франц. академии определила господствующее положение теории К. в геологии первой трети XIX в. Хотя к середине XIX в. теорию К. вытес няет эволюционная теория, и по сей день в целом ряде естественных наук периодически возрождается теория К. Так, астрофизические тео рии «большого взрыва» и «тепловой смерти Вселенной» предстают ва риантами теории К. Вновь теория К. добивается прочного положения в естествознании после того, как в 1972 г. Тома предложил геометриче ский образ К. Его теория, позволяющая описывать адаптационные и бифуркационные механизмы развития систем, определяет К. как пере ход системы в иное состояние (изменение структуры). Прежнее состо яние системы разрушается в результате флуктуации, которая не играет особой роли в развитии системы до тех пор, пока не достигает области неустойчивости, присущей любой системе. В этой теории К. рассмат ривается как этап эволюции системы, а тем самым подчеркивается зна чимость К. для развития любой системы. Несмотря на все различия между мифологическими, религиозными, философскими и научными теориями К., их современные варианты позволяют заключить, что ис следование К. необходимо для понимания характера взаимодействия индивидуального и всеобщего в процессе развития.
С. Ю. Калайков, С. А. Никитин
КАТЕГОРИИ (kategoria — определение, суждение) — философские поня тия, являющиеся средствами выработки: а) картины мира; б) способов освоения человеком различных объектов; в) норм понимания бытия во обще и человеческого бытия в частности. К. играют важную методологи ческую роль в мышлении и деятельности человека, поскольку задают порядок рассмотрения других понятий, определенный тип видения са 204