* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
КАТАСТРОФА
Насколько толкование Каббалы Шолемом отвечает на вопросы, поставленные XX в., позволяет судить очевидная близость его по нимания каббалистического учения о К. к теории его друга и едино мышленника В. Беньямина. Для Беньямина каббалистическое уче ние о К. творения становится аналогом теории исторического действия, в ходе которого эксплуатируемые порывают с традицией эксплуататоров, обращая ее наследие в руины и тем самым расчи щая сцену для своего исторического действия. Беньямин, стремясь связать деятельность художника новатора с борьбой революцион ного класса за свои права, создает учение о неизбежной К. индиви дуации традиции, в которую выливается напряженное отношение между господским сознанием, усвоившим традицию, и рабским со знанием, лишенным к ней доступа и стремящимся вырвать у нее пра во на творчество. В философии Беньямина интерпретация каббалы и интерпретация гегельянизирующего марксизма сливаются в теорию исторического творчества, центральным понятием которой стано вится понятие К., взрывающей непрерывность истории и позволяю щей воспринимать будущее как мгновение возможного пришествия мессии. Противостоящее феноменологическому учению о времени, это решение проблемы будущего сближается с психоанализом и с теорией К., развиваемой в его рамках. Влияние травматического опыта на формирование психики всегда было одной из главных проблем психоанализа. Постановка ее в рамках этого течения связана с учением З. Фрейда о двойном начале сексуаль ной жизни, согласно которому формирование психики связано с тем, что в возрасте около пяти лет сексуальная жизнь ребенка насильствен но прерывается приблизительно до пятнадцати лет и наступает т. наз. «латентный период». Формулируя основоположения своей «второй то пики» в статье «Я и Оно», Фрейд сравнил наступление латентного пе риода с наступлением ледникового периода, и это сравнение позволило Ш. Ференци создать свою теорию развития индивида и органической жизни в целом, представляя это развитие как последовательность пяти К. отделения. На уровне филогенеза развитие начинается с возникно вения органической жизни (первая К.), проходит через возникновение индивидуальных одноклеточных организмов (вторая К.), начало поло вого размножения и развитие видов в море (третья К.), высыхание оке ана и выход жизни на сушу, вызвавшие появление животных с половы ми органами (четвертая К.), и завершается ледниковым периодом и появлением человека (пятая К.). На уровне онтогенеза этим пяти К. соответствуют: созревание половых клеток (первая К.), «рождение» зрелой яйцеклетки из яичника (вторая К.), оплодотворение и развитие зародыша в материнской утробе (третья К.), роды и развитие зоны ге ниталий (четвертая К.) и латентный период (пятая К.). Каждая из пяти К. становится этапом отделения от материнской стихии первоокеана, от Талассы, жажда возвращения в которую выражается в мифах о 203