* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
КАТАСТРОФА важных деталях, и в христианстве сохраняется учение об однократ ности К. Уникальное значение для развития современной теории К. имело гностическое учение о К. сокрушения единства и сотворения мира, индивидуализировавшее представление о восстановлении разрушен ного в результате К., а вместе с тем и представление о самой К. Со гласно учителям гнозиса III в. (Валентин и его школа), эманация Пле ромы (Полноты, Бога Отца) создает мир эонов, и самый младший из их числа, зон София, стремясь познать Отца, противопоставляет себя Ему и тем реализует заложенную уже в эманации эонов возможность К. сотворения мира (отрыва от Полноты). София создает пневмати ческое (Христос), психическое (Демиург) и хтоническое (Диавол) на чала мира; причем, если Христос возвращается в Полноту, то Деми ург и Диавол, объединившись, заполняют своими творениями мир, созданный отпадением Софии. Спасение этого мира может осуще ствить пневматик, т. е. человек, идущий путем высшего познания (гно зиса) к восстановлению единства с Полнотой. Учение гностиков о тво рении воспроизводилось и развивалось христианскими ересями (павликиане, богомилы, катары и т. п.), христианской и иудейской мистикой. С момента возникновения каббалы (XIII в.) гностическое учение о творении становится ее составной частью и сохраняется в каббалистических текстах до тех пор, пока в XVI в. М. Кордоверо, И. Лурия и их ученики не подвергают его радикальному переосмыс лению. Так, Лурия утверждал, что первичная К. обусловлена тем, что Бог, задумав творение, освободил для него пространство и поместил в него сосуды, призванные принять в себя потоки Божественного Све та. Эти сосуды, созданные Богом, но существующие за Его предела ми, представляли собой возможность зла (противостояния Богу), но когда Божественный Свет хлынул в них, а они, не выдержав напора, разлетелись на куски, то образовавшиеся в результате К. сокрушения сосудов осколки были уже действительностью зла. Но вместе с тем злые осколки стали началом истории мира и источником надежды на то, что мессия некогда соберет их в себе, избавив тем самым мир от зла и восстановив его единство с Богом. В учении поздних каббалис тов К. предстает необходимым условием как исторического, так и ин дивидуального творчества. Именно этот момент драмы творения, от крывающейся уходом Бога, достигающей кульминации в К. сокрушения сосудов и завершающейся восстановлением единства с Богом, привлек внимание ведущего современного исследователя и интерпретатора каббалы Г. Шолема. Обосновав свое толкование каб балы этим учением о К. и нарушив тем самым традицию искать сокро венную суть каббалы в других частях ее наследия (символика чисел и т. п.), Шолем установил факт отказа поздних каббалистов от учения об эманации в пользу диалектической теории творения и осуществил подлинно рефлексивное прочтение Каббалы. 202