* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
КАТАСТРОФА
сти являются ведущими в информационном обществе (так же, как струк туры собственности на средства производства в машиностроении и неф техимии — в индустриальном обществе). В этих структурах формирует ся интеллектуальный К. и др. формы К. информационного общества. Политический капитал. Политический К. рассматривается в совокуп ности как общественное признание заслуг субъекта политической дея тельности, богатство взаимосвязей в социальном пространстве, наличие общественной поддержки и осознанной платформы в политической дея тельности. Тем самым политический К. также зависит от общей культу ры (культурного К.) и интеллектуального К. субъекта политической дея тельности. По Бурдье, субъекты «распределены в общем социальном пространстве в первом измерении по общему объему капитала в различ ных его видах, которым они располагают, и во втором измерении — по структуре их капитала, т. е. по относительному весу различных видов капитала (экономического, культурного...) в общем объеме имеющегося у них капитала» (Бурдье П. Поле интеллектуальной деятельности как особый мир // Бурдье П. Начала. М., 1994. С. 188) (см. «Деятельность», «Практика», «Труд», «Экономия».)
В. Е. Кемеров, И.А. Латыпов
КАТАСТРОФА (от греч.— ниспровержение, поворот, смерть) — внезап ное бедствие, событие с фатальными последствиями; в греч. театре К. назывался кульминационный пункт в развитии драмы, приводящий к резкому изменению судеб ее героев. В философских и научных теори ях тема К. всплывает при рассмотрении вопроса о неизбежности разру шения как момента всякого обновления. Миф о периодически повторяющейся К. типичен для мифологий древности с присущей им циклической теорией времени: в конце ми рового цикла вследствие истощения жизненных сил наступает К., «ес тественный конец» мира. М. Элиаде, исследуя мифологические связи между индивидуальным творением и сотворением мира, счел необхо димым указать на различие между этими мифами и мифами о реаль ной К. (потоп и т. п.), вызванной прямым вмешательством божествен ных сил. Учение о К. входит в тео и космогонии многих древнегреч. философов от Гераклита, учившего о возникновении космоса из огня и о его грядущем возвращении в огонь, пифагорейцев, хранивших уче ние об уже прежде бывшей и еще предстоящей гибели мира от небес ного огня или от лунной воды, Эмпедокла, воспевавшего борьбу Люб ви, соединяющей стихии, и Распри, вновь разрывающей их, и вплоть до стоиков с их теорией периодически повторяющегося «мирового пожара», обуславливающего последующее воскресение мира. По ви димому, в иудаизме впервые появляется учение об однократной К., окончательном и бесповоротном Конце Света, после которого раз и навсегда будет восстановлен мир в первоначальной чистоте. Хотя хри стианство и переосмысляет учение о Конце Света во многих немало 201