* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ИСТОРИЯ
стадиальность, структурность человеческого бытия. Складывается осо бый схематизм понимания И., который в заметной степени и поныне оп ределяет воззрения на И., действует в современных рассуждениях об эпохах и летоисчислении, о развитых странах и отсталых народах. В середине второго тысячелетия н. э. в ходе географических откры тий, расширения торговли, образования индустриальной экономики процесс И. приобретает мировую масштабность и многомерность. Идеи направленности И., ее динамики, единства и многообразия получают новое практическое обоснование и соответствующее теоретическое оформление. Высказываются гипотезы о влиянии отдельных факторов (географических, экономических, социальных — Ш. Монтескье, А. Смит, А. Фергюссон) на движение И.: развитие общества трактует ся как усовершенствование его отдельных сторон (Д. Вико, М. Кондор се, А. Тюрго), как восхождение к высотам благополучия, просвещен ности, справедливости. Прогресс И. трактуется в качестве общего ориентира для различных регионов и стран. Вместе с тем закладывают ся основы понимания отдельного общества как исторически развиваю щейся системы, в которой разные условия, средства и факторы объеди няются деятельностью людей, реализующих динамику И. (Г.В.Ф. Гегель). Существенное значение в этом плане имели труды К. Маркса, исследо вавшего капиталистическую общественную формацию как особую со циальную систему, основанную на расширенном воспроизводстве веще ственного богатства. Впоследствии эта концепция трансформировалась в схему объяснения И. : в догматическом марксизме различные типы общества характеризовались с точки зрения этой схемы. К. Марксом была сформулирована и гипотеза о зависимости социальных форм от степени и характера развития сил и способностей человеческих инди видов, взаимодействующих в обществе. По этой гипотезе, И. может быть представлена как смена трех главных социальных типов: а) обще ства, базирующегося на связях личных зависимостей; б) общества, ос нованного на вещных зависимостях; в) общества, реализующего свои качества через взаимообусловленность развития составляющих его ин дивидов. Эта гипотеза не получила распространения (лишь сто лет спу стя она вступила в своеобразный резонанс с другой трехступенчатой схемой И.: традиционное, индустриальное, постиндустриальное обще ства — Д. Белл, О. Тоффлер) . В ХIХ в. динамика И. связывается глав ным образом с экономическим и технологическим прогрессом, поэто му идеи К. Маркса оказываются в ряду других идеологических и научных концепций, придающих первостепенное значение развитию ве щественных средств жизни общества. Существенное влияние на трактовку процесса И. оказало в ХIХ в. осмысление исторического познания как особого рода научной деятель ности, как совокупности научных дисциплин. В конце столетия замет но снизился авторитет философско исторических объяснений И., по строенных на абстрактно общих определениях общественного 195