* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ИСТОРИЦИЗМ
ввести в свой опыт неизвестные прежде объекты и отношения. Тогда и возникает необходимость в философском, гносеологическом ана лизе проблемы И. И. фиксирует объективное содержание человеческих знаний. Но процесс и акт этой фиксации возможны только на основе деятельности человеческого субъекта. И. определяет границы совпадения человече ских знаний с действительностью. Указание на ограниченность И. свя зано с динамикой человеческого познания, оказывается усмотрением развития И., этапом понимания ее как процесса. Относительность И. является естественным ее свойством — давать лишь ограниченное зна ние об объекте. Но И. и абсолютна, поскольку указывает на границы, в которых человеческое познание совпадает с объектом, является точ ным его отображением. Границы И. задаются условиями ее получения, формами существования познаваемых объектов, характером тех средств, которыми может воспользоваться человек как в приобретении новых знаний, так и в их проверке на истинность. Эти средства задают меру возможностей практической и теоретической деятельности, а стало быть, и то поле деятельности, где люди могут достаточно четко фикси ровать объективное содержание своих знаний. Но эти же средства — в их развитии — ведут к нарушению прежнего понимания реальности, определяют новые масштабы познания объектов. Они стимулируют переход от прежних, абстрактных представлений об объектах к пред ставлениям более точным и конкретным, учитывающим более суще ственные и многообразные связи бытия. Вещи, с которыми имеет дело практика и наука XX в., заметно отличаются от элементарных вещей, изучавшихся физикой XVII–XVIII вв. Человек ныне взаимодействует с природой не на уровне элементарных вещей и соответствующих свя зей, а на уровне сложных естественных и искусственных системных объектов. В этой ситуации И. как соответствие знания действительно сти требует в каждом конкретном случае выработки специфических средств ее достижения и проверки. Понимание того, что И. выявляет объективное содержание человеческих проблем и побуждает человека совершенствовать теоретические и практические средства деятельно сти, позволяет говорить об И. как о проблеме человека, т. е. как о про блеме человеческого бытия. И. как процесс указывает не только на со ответствие человеческих мыслей реальности, но и на ограниченность человеческих средств, на перспективы изменения человеческих сил. В этом свете И. сама оказывается определителем соответствия челове ка уровню тех проблем, которые он по необходимости вынужден ре шать (см. «Гносеология», «Наука», «Онтология»).
В. Е. Кемеров
ИСТОРИЦИЗМ — философская доктрина, согласно которой знание о че ловеческой деятельности имеет по преимуществу исторический харак тер, т. е. не существует неисторического понимания природы человека 188