* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ и КОЛЛЕКТИВНОЕ
элементарности, на преобразование социального бытия в форму са мореализации человека.
В. Е. Кемеров
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ и КОЛЛЕКТИВНОЕ — взаимосвязанные характе ристики социальности, функционирования и развития общества. Они определяют социальность в аспекте индивидного бытия людей и их кон тактов между собой. Категории И. и К. указывают на взаимозависимость обособленного бытия людей и объединяющего их способа жизни. Этот способ может быть основан на прямых контактах (непосредственная коллективность) или на использовании различных средств коммуника ции (опосредованная коллективность). Разные формы коллективности предполагают и разные формы индивидуализации людей. Этим в зна чительной степени и определяются особенности функционирования социальных структур, общественных систем, характеристики обществ и типов социальности. Иначе говоря, отличия одной социальной систе мы от другой могут быть достаточно четко описаны через сопоставле ние способов связи И. и К. бытия людей. Довольно распространенным является стереотип, противопостав ляющий И. и К., отождествляющий К. с социальным, выводящий, т. о., индивидуальность за границы социальности. Этот стереотип действу ет и в обыденном, и в научном мышлении. Он реализуется и в практи ческой политике (противопоставление либерализма и социальной де мократии), и в научных дискуссиях, когда, например, сталкиваются интересы социологии, борющейся с психологизацией социальных структур, и психологии, выступающей против социологизации инди видуального бытия человека. Социологический термин «социализа ция» указывает на схему понимания человека, в соответствии с кото рой индивидуальность как бы «одевается» в социальную форму (формы), предлагаемую или навязываемую ей коллективностью. Если в социологии такая схема рассматривается как выражение «естествен ного» положения вещей, то в психологии она оценивается как теорети чески непродуктивная и практически вредная. В чистом виде противопоставление И. и К. встречается нечасто и со ответствует обычно конфликтным практическим и теоретическим ситу ациям. В иных случаях это противопоставление «обрамляется» оговор ками о том, что И. раскрывается в обществе, а К. существует благодаря составляющим его индивидам. За этими оговорками скрывается пробле ма взаимосвязи И. и К. Философия, социология и психология за после дние полтора столетия приложили много усилий к тому, чтобы выявить «внутреннюю» связь И. и К., т. е. увидеть соответствия и взаимоперехо ды в структурах коллективных организаций и формах бытия индивидов. Серьезные шаги в этом направлении были сделаны К. Марксом, Э. Дюр кгеймом, З. Фрейдом, К. Юнгом, Э. Фроммом, Л. Выготским, Ж. Пиаже, философами Франкфуртской школы, советскими исследователями в 179