* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ИНДИВИД, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
стем, нарушает иерархические отношения внутри дискурсов, между языками и метаязыками. В виде фантомных проекций иллюзорные со держания могут структурировать повседневный опыт индивида, про являя и подчеркивая личностно значимые детали и фрагменты внешне го мира, делая на них акценты и увязывая их в контекст целостного жизненного мира, в то же время маскируя или игнорируя вытесняе мые, подавляемые, иррациональные либо концептуально непрояснен ные аспекты реальности. Привязанность к И., как это показал З. Фрейд, обусловлена поиском удовольствия и двойным движением отрицания: человек знает, что изображаемые действия, персонажи, обстоятельства не имеют к нему прямого отношения, что это всего лишь видимость, игра воображения, но определенная часть психической энергии с энту зиазмом вовлекается в эту игру, идентифицирует субъекта с изобра жаемыми героями, переживаниями и реакциями, соответствующими вымышленной ситуации. В результате многостороннего психологиче ского взаимодействия индивидуальной психики и иллюзорного мате риала происходит интеграция вытесненных бессознательных массивов с диссоциированными конфликтующими частями души, открывается канал из недифференцированного бессознательного в сферу сознания, провоцируется катарсический эффект. Индивидуальное бессознатель ное встречается с аналогичным либо противоположным по значимости коллективным бессознательным. В непрерывном колебании между символами и воображаемым создается обширное поле виртуального обмена метафорических потоков, смысловых ассоциаций, архетипиче ских и мифологических сюжетов. Это — пространство, куда устрем ляются противоречивые и взаимоисключающие желания, где фантазм разворачивает перед субъективностью сферу недоступного. Оттуда же «реальное» «Я» возвращается к привычному обыденному миру, уже более отчетливо и обостренно воспринимая границы своей идентичнос ти, границы действительно реального, еще недавно атакованные не обузданной и безответственной фантазией, невероятными приключени ями и потрясениями основ мира, оказавшимися всего лишь добровольным самообманом или искусным наваждением.
К. Ю. Багаев
ИНДИВИД, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ (от лат. individuum — недели мый) — понятия, используемые, как правило, для описания органи ческих особей, для характеристики различных аспектов бытия чело веческой личности. Применительно к людям понятие «индивид» фиксирует представление о единичном человеке как своего рода со циальном атоме, т. е. далее неразложимом элементе социального бы тия. Вместе с тем понятие социального И. неявным образом ука зывает на дискретность, прерывность социального процесса, реализуемого через И. и их связи. Понятие «индивидуальность» ука зывает на форму преодоления индивидом своей «атомарности» и 178