* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ИДИОГРАФИЧЕСКИЙ и НОМОТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОДЫ
вседневной жизни, поскольку, в случае Р. Барта, «миф есть везде, где есть язык»). Если допустить, что И. является социальной инстанцией, в «целом» влияющей на взаимодействие людей, оказывается «момен том», «аспектом» этого взаимодействия, то отношение человека к ней может варьироваться от фанатичной веры до цинизма (Althusser L. «Ideology and Ideological State Apparatuses» London. 1994.) и критики (т. е. отношения, призванного выделять в И. тот элемент, который реп резентирует в данной доктрине ее собственную «невозможность») (С. Жижек «Возвышенный объект идеологии» М., 1999). Идея деидеологизации в социально философском смысле высту пает своеобразной утопией. В частности, на примере России 90 х гг. ста новится очевидным, что общество без И. (как программы действий, со вокупности ориентиров и целей) полноценно функционировать не может. Предполагается, что на обыденном уровне И. в тех или иных своих модификациях (от «здравого смысла» до национальной идеи), в тех или иных пластах психики человека существовала всегда, обеспе чивая минимальный уровень сохранения основных структур общества, связей, схем жизнедеятельности людей. Проблема деидеологизации фактически трансформируется в проблему поиска и развития наибо лее оптимальных форм сочетания и сосуществования разных идеоло гий. Поставив вопрос о сущности И., можно предположить, что в онто логическом срезе И. — одна из форм, в которых «общественное» сознание существует и выражает себя; а в функциональном смысле И. представляет собой специфический способ легитимации и воспроиз водства (см.«Воспроизводство») определенного общества (группы, класса, политического, экономического института и проч.). Поэтому классификация и конкретизация И. может быть проведена по двум на правлениям — в ответах на вопросы: кто реализует (носит, создает) И. и как, с помощью чего реализуется ее функция. Смена онтологического статуса и ориентиров самой философии (от рефлексии «над бытием» к вписанности в социальный контекст, от выра ботки общих схем и картин к методологии решения конкретных проблем) позволяет включать в проблемное поле философии задачу взаимодействия с различными идеологиями и, следовательно, определенными политиче скими, культурными, историческими субъектами этих идеологий.
А. В. Логинов
ИДИОГРАФИЧЕСКИЙ и НОМОТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОДЫ — способы представления и исследования предметов, отличающиеся тем, что первый выявляет в предмете его индивидуальность, а второй — его включенность в законосообразные связи и зависимости. Обычно предполагается, что И. м. является специфическим для гуманитарно го познания, особенно при характеристике уникальных событий, цель ных культурных образований, индивидуального развития и поведе ния людей. Этому взгляду соответствует воззрение на Н. м. как на 176