* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ИДЕОЛОГИЯ
текстами, созданными др. авторами и самим собой. Развивая идеи X. Арендт, П. Рикер формулирует понятие нарративной идентичности, приложимое как к общности, так и к личности. Индивиды и общности кон ституируются в их идентичности, создавая и разрабатывая нарративы, ко торые становятся для них их действительной историей. В социологии тер мин «И. п.» использовался первоначально для описания кризисов, которые переживали расовые, этнические и религиозные меньшинства, и стал ши роко использоваться применительно к современному обществу в целом с 1950 х гг. в связи с публикацией книг Д. Рисмана «Одинокая толпа» и «Идентичность и тревога». В этих книгах, а также в большом количестве литературных произведений отразились нарастающая утрата смысла ин дивидуального существования в массовом обществе и варианты поиска идентичности как попыток установить, кем реально является тот или иной человек. В социальных науках обсуждение идентичности приобретает две ос новные формы: психодинамическую и социологическую. Первая про исходит из теории идентификации З. Фрейда, которая описывает асси миляцию ребенком супер Эго родителя либо какой либо другой персоны. В рамках психологических теорий идентичность связывается прежде всего со способностью личности оставаться той же самой, пре терпевая постоянные изменения. Психоаналитик и психоисторик Э. Эриксон рассматривал обретение идентичности как процесс, как фазу развития индивида, тесно связанную с его социальной адаптацией. Иначе говоря, характерную для молодого возраста фазу кризиса, смешения идентичности личность разрешает посредством приобщения к системе общественной идеологии, получения убедительной картины мира и сво его места в нем. Термин «кризис идентичности», разработанный Эрик соном как характеристика одного, преходящего этапа личностного рос та, получил широкое распространение как общая характеристика современной эпохи, сопоставимая с метафорами «бездомности» (М. Бу бер), «экзистенциальный вакуум» (В. Франкл) и т. п. Значение подхода Э. Эриксона к идентичности в большей степени состоит в развитии систе мы понятий, расширившей объяснительные возможности психоанализа в плане учета и объяснения им новых социальных и культурных тенден ций. Социологическая традиция в обсуждении идентичности связана с символическим интеракционизмом и возникает на основе прагматиче ской теории «Я», разработанной У. Джеймсом и Д. Г. Мидом.
Е. Г. Трубина
ИДЕОЛОГИЯ (от греч. idea — идея, представление и logos — слово, поня тие, учение) — система (совокупность) взглядов и идей, в которых: — осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг другу; — выражаются основные интересы различных социальных групп (обществ, движений и т. д.). 173