* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ИДЕНТИЧНОСТЬ ПЕРСОНАЛЬНАЯ
резко противопоставляя внешнее и внутреннее в ней, превращала ее иден тичность лишь в условие опыта, в чисто формальную и предзаданную струк туру, вырванную из процесса становления личности и ему противопостав ленную. Во вторых, реализация применительно к проблеме И. п. постулата о непосредственности познающего сознания, прозрачности мира для по знающего субъекта, равно как и прозрачности субъекта для самого себя, приводила к убеждению в непосредственной данности И. п., ее самооче видности для личности. В третьих, постулируя значимость моральных цен ностей для идентичности персоны, трансцендентальная традиция ограни чилась универсализацией долженствования. Складывание самобытного варианта осмысления данной проблемы можно усмотреть в трудах рус. религиозных мыслителей В. В. Зеньковского и Л. П. Карсавина. Л. П. Кар савин в рамках учения о Симфонической Личности обосновал представле ние об индивиде лишь как «атоме» личного бытия, сущностно тождествен ном всем остальным «атомам» тварного мира и получающем смысл существования лишь в силу исполнения в себе высшего начала. В. В. Зень ковский, напротив, предпринял попытку обосновать фундаментальность, «непроизводность» сознания самотождественности как центральной точ ки внутреннего мира личности, «центральной тайны души», задающей един ство прошлого и настоящего в жизни личности, и рассмотреть факт един ства личности как изначальную предпосылку всех происходящих с нею изменений. Иной вариант осмысления персональной тождественности, предполагавший «несовпадение» личности самой с собой, содержится в учении М. М. Бахтина, настаивавшего, что к человеку нельзя применить формулу тождества «А есть А» и что подлинная жизнь личности, ее под линное «Я» создается как раз в точке несовпадения человека с самим со бой. В своей эстетической теории, особенно в понятии вненаходимости, мыслитель фиксирует механизм идентификации личности с Другим на основе ее отказа от самой себя, что позволяет узнать Другого в его отличии и самого себя в своей другости. В последующем развитии европейской фи лософии И. п. была осмыслена в качестве темпорального и опосредован ного феномена, интерсубъективное формирование которого задает кон текстуальность его морального измерения. На этот процесс повлиял Гегель, противопоставивший кантовскому трансцендентализму идею ис торически формирующегося самосознания и указавший на необходимость другого сознания как необходимого условия достижения истинного са мосознания. Гуссерль, Хайдеггер, Мерло Понти, Дильтей показали, что отношения человеческого индивида, со временем радикально отличаясь от природного времени вещей, тесно с ним связаны, что проявляется в спе цифичной темпоральности человеческой жизни, которая состоит в отно шении элементов жизни к ее целому (В. Дильтей). Субъект дан себе непря мым, опосредованным образом. В силу этого становится ясно, что трансцендентный субъект, наделенный абсолютным знанием, как он по нимался в трансценденталистской традиции, более невозможен. Понять себя во времени, обрести свою идентичность можно через столкновение с 172