* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ИДЕНТИЧНОСТЬ ПЕРСОНАЛЬНАЯ
одно и то же непрерывное сознание. Он последовательно опровергает тезисы о том, что идентичность персоны может быть задана душой (ибо душа бессмертна, и, признай мы ее в качестве критерия, это открыло бы возможность для перемещения душ. С т. зр. Локка, это отвергает и ра зум (на том основании, что это качество человек разделяет с животны ми). Идентичность личности обусловливает то, что она ответственна за свои поступки и может быть за это вознаграждена или наказана. Ответ ственность за все совершенное базируется на способности человека помнить о совершенных ею в прошлом действиях. Если в решении про блемы идентичности Р. Декартом можно усмотреть следы солипсизма, то британские эмпирики подошли к мысли, что идентичность личности не есть что то, что человек может обнаружить лишь в созерцании либо уединенном размышлении. Сам по себе человек не способен обнару жить свою персональную идентичность. Она открывается ему только, если он может соединиться с обществом посредством собственного ха рактера и разделяемых со всеми установок и конвенций. Преобладаю щие варианты решения проблемы персональной идентичности в совре менной англо американской философии сознания (philosophy of mind) можно обозначить условно как движение «с Локком и Юмом — про тив Декарта»… Участники дискуссии по поводу персональной идентич ности, которая проходит в англо американской философии сознания последние двадцать лет, исходят из того, что критерий персональной идентичности состоял бы в указании необходимых и достаточных ус ловий, при которых отдельные стадии существования персоны опреде лялись бы как стадии одной и той же непрерывной персоны. Существо решения, предлагаемого философией сознания, состоит в следующем. Различается позиция наблюдателя, заключающего о наличии или от сутствии идентичности на основании ряда критериев, и позиция соб ственно личности, точнее того, как ей в опыте дана идентичность. Если наблюдатель, для того чтобы судить об идентичности, использует кри терии телесной и поведенческой непрерывности, то для самой личности это чувство основывается на воспринимаемой ею собственной психо логической непрерывности и прежде всего непрерывности ее памяти. Наивысшая познавательная ценность придается критериям телесной и поведенческой непрерывности на том основании, что они считаются надежными индикаторами психологической связности состояний лич ности во времени как необходимого и достаточного условия приписы вания ей идентичности. Трансценденталистское решение проблемы персональной идентично сти (Декарт, Кант, Фихте, Гуссерль) характеризуется сведением ее к про блеме самотождественности субъекта: идентичность коренится в чистом идеальном «Я», точнее, в его структуре, которая лежит в основе каждого субъективного акта. Элиминация субъективности в «чистом Я», устрем ленном ко всеобщности заключений разума, оборачивалась тремя суще ственными проблемами. Во первых, дуалистическая трактовка личности, 171