* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ИДЕАЛЬНОЕ
щем виде, но в логическом порядке, противоположном истории их по явления. 1. Почему человек, действуя с единичными вещами, способен отражать их целостные, общие, сверхчувственные, существенные, ро довые черты? Ссылка на метод индукции мало устраивает, поскольку часто действие даже с одним единичным предметом может интериори зоваться в общее понятие и представление. Ответ был дан А. Ф. Лосе вым и М. А. Лифшицем: в природе есть совершенные и родовые вещи; совершенный предмет воплощает в себе итог объективного развития одного и того же рода вещей, вбирает в себя главные характеристики рода, поэтому он может служить хорошим репрезентантом рода (цело го, общего) по отношению к человеку. Действуя только с совершенным предметом, субъект как бы сразу отражает весь стоящий за данным эталоном класс вещей. Именно такие эталоны ищет человек, превра щая их в орудия труда, эстетические предметы. Найден реальный эк вивалент первого аспекта эйдоса: вещь не удваивает себя в испускае мом дубликате, но материальной копией исследуемой предметной области выступает ее особая, совершенная часть, обладающая способ ностью объективной потенциальной репрезентативности в отношении к субъекту. И., по Лосеву и Лифшицу, — это объективное совершен ство, природный идеал образец, не содержащий в себе вещества всего отражаемого класса вещей, но репрезентирующий человеку весь класс. А. Ф. Лосев полагал, что объективные идеалы не изобретаются, а от крываются гениальными и совершенными людьми (элитарная концеп ция идеала как составной части идеологии). 2. Второе открытие связано с вопросом о переносчике информации о реально общем и всеобщем от объекта к субъекту, которое было совершено Э. В. Ильенковым и Э. Г. Классеном. Эти авторы указали на особый, сигнальный компонент человеческой практики, детерминирующей извне формирование субъек тивного образа общего и всеобщего. Схема практики (алгоритмы, опе рации, стереотипы) является носителем информации о родовых свой ствах вещей в пространстве между объектом и субъектом, причем схема действия не содержит в себе вещества объекта, по контуру и сторонам которого движется субъект. В этом смысле схема или форма деятель ности может быть названа И. Данный подход опирается на выводы пси хологической теории интериоризации. Итак, не вещество отражаемого предмета переносится в субъективный мир человека, а схема деятель ности снимает с предмета информацию об общем и существенном и транспортирует ее в субъективный мир человека. Так был освещен вто рой аспект демокритовского эйдоса. Не будучи вещественным, И. име ет, по Ильенкову и Классену, материальный (практический) и немате риальный моменты. Как схема практики И. стихийно складывается в деятельности народных масс, имеет первичную социально материаль ную обусловленность, отсюда и классовое происхождение идеалов. Э. В. Ильенков возлагал ответственность за формирование и призна ние идеалов на рядовых трудящихся, народ; интеллектуалы только 165