* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
И
ИГРА — форма человеческих действий или взаимодействий, в которой че ловек выходит за рамки своих обычных функций или утилитарного упот ребления предметов. Цель И. — не вне ее, а в поддержании ее собствен ного процесса, присущих ей интересов, правил взаимодействия. И. может быть прервана без ущерба для участвующих в ней людей, пред метов и символов, во всяком случае без ущерба для их обычных утили тарных функций и значений. И. принято противопоставлять: а) серьез ному поведению и б) утилитарному действию с предметом или взаимодействию с другими людьми. И. действительно не является се рьезной деятельностью, потому что позволяет человеку принять на себя какую то роль и отказаться от этой роли; он может «балансировать» на грани разных ролей, свободно менять свои функции. И. не является и утилитарной деятельностью в том смысле, что она не ориентирована на внешнюю пользу; однако она вполне утилитарна в том плане, что обна руживает свою полезность для играющего человека, дает ему ощуще ние хозяина своих собственных сил и возможностей. Говоря коротко, И. есть процесс, в котором человек открывает возможность преодоле ния своей одномерности, а также и элементарности окружающих пред метов, простоты и «линейности» взаимодействий с ними. Существуют разновидности И.: предметные И., соревновательные И., ролевые И. Философию интересует парадоксальность И., серьез ный смысл ее легкомысленности, социальная ценность ее неутилитар ности. Парадокс этот разрешается, видимо, переносом акцентов в са мом понятии полезности. И. дает пример и перспективу такого переноса: внешняя польза, внешний результат человеческих действий и взаимодействий являются элементом, промежуточным (но отнюдь не конечным) продуктом той многомерной полезности, что заключена в процессе освоения людьми различных своих возможностей и много гранности окружающих их вещей (см. «Процессы социальные»). Ребе нок, использующий стул в качестве барабана или вообразивший, что чурка стала самолетом, как бы намечает скрытые перспективы преоб 160