* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ЖИЗНЬ
ющиеся логике охранительного повторения, регрессивного и смерто носного, и сексуальные влечения, которые, воспроизводя предшеству ющие состояния, стремятся, через слияние двух зародышевых клеток, завещать Ж. и придать ей видимость бессмертия. В неживой материи посредством невообразимого силового воздействия были пробуждены свойства Ж. Вероятно, подобный процесс имел место позже при про буждении в слое уже имеющейся живой материи, сознания. Напряже ние, возникшее при рождении живой материи, стремилось к равнове сию, для получения которого возникает первичное влечение «Я», призывающее вернуться к истокам, т. е. возвращения в неживое. Т. о., целью живой субстанции, исходя из влечения «Я», становится смерть, изначально принимая за основу то, что неживое существовало прежде живого. Из за внешних воздействий живая субстанция была вынужде на со временем отклониться от первоначального образа Ж., и все более сложным, окольным путем достигать конечной цели — смерти. Един ственным желанием Ж. становится желание умереть на свой лад. Эти желания, будучи спутниками охранниками смерти, в то же время яв ляются стражами охранителями Ж. Но изначально они — эскорт смер ти, остающийся верным своему предназначению. Ж. организма дви жется прерывистыми темпами: одна группа первичных влечений устремляется вперед, чтобы в наиболее короткий срок достичь конеч ной цели Ж. — смерти; другая группа на определенном этапе устрем ляется назад, чтобы, начиная с известной точки, проделать путь снова, тем самым изменив его продолжительность. Исходя из этого, устанав ливается резкая противоположность между действиями первичного влечения «я» и сексуального влечения, сводя первые к стремлению к смерти, а вторые — к стремлению к Ж., т. е. целью первых является смерть, а вторых — бессмертие. В этом аспекте Фрейд пересекается с Шопенгауэром, для которого также смерть является «подлинным ре зультатом» и, т. о., целью Ж., а сексуальный инстинкт — воплощением воли к Ж. Разрешение противоречия между действиями первичного влечения «я» и сексуального влечения заключается в стремлении снова и снова переживать опыт смерти. Повторение, удлиняя срок Ж., тем самым все более индивидуализирует смерть, что согласуется с главным желанием Ж. — умереть на свой лад. Идеи Фрейда, соглашающиеся с ницшевским высказыванием о Ж. как редком виде смерти, легли в ос нову рассуждений постструктурализма, представители которого не противопоставляют Ж. смерти, а вводят их в отношения неразрешимой взаимообратимости.
А. А. Граф
153