* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ЖИЗНЬ
тельного развития средств культуры происходит полная перемена Ж. сущим, т. е. всем устойчивым. Начало этого процесса замещения Ниц ше видит в античности. Выделяя две основные области образования ус тойчивых культурных норм и положений, таких как наука и искусство, Ницше говорит о доминировании той или другой в различные периоды развития культуры. Отдавая предпочтение искусству — области созда ния иллюзий, содержащих в себе то живое, что питает культуру, — Ницше с сожалением констатирует, что доминирование искусства как формы познания Ж. наблюдалось лишь на ранних этапах развития че ловечества. В дальнейшем же соотношение изменилось в пользу науки, что способствовало отдалению человека от истоков самого существо вания — Ж. Осуществление этого перехода от искусства к науке начи нается с Сократа. Подлинная культура, образец которой Ницше нахо дит в досократовской Греции, заключает в себе два полноправных начала, органично дополняющих друг друга: дионисийского (титанизм, свободная игра жизненных сил) и аполлоновского (размеренность и оформленность). Европейская культура пошла по пути подавления дио нисийского начала, что повлекло за собой строгую упорядоченность всех жизненных процессов, рождение серой, монотонной жизненной массы, неспособной к активности и геройству, ведущих к распознава нию Ж. Ответной реакцией на процесс онаучивания (регуляций) Ж. яв ляется широко распространившееся во второй половине XIX в. явле ние европейского нигилизма, в основе которого лежит стремление человека освободиться от власти духовных и социальных авторитетов и вновь определить свои конечные цели не в пользу удовольствия и ис тины, а Ж. Для Ницше главными тенденциями Ж. выступают рост, подъем, увеличение мощи. И как следствие всего этого — борьба, ос новным источником и орудием которой является воля к власти. Лежа щая в основе всех проявлений Ж., присущая всякому становлению воля к власти и представляет самое основу мировой эволюции. Отсюда вы текают и сюда возвращаются истоки двух основных тем философии Ницше: вечного возвращения и сверхчеловека. С психоаналитической т. зр. Ж. представляет собой взаимодействие структурных элементов психики, принципов развертывания жизнеде ятельности индивида, поведения личности и окружающей среды — об щества. Основным объектом исследования в психоанализе становится специфическая форма реакции, изучающая не просто внутренний мир человека, а ту сферу психического, в рамках которой происходят наи более существенные и значимые процессы и изменения, оказывающие воздействие на организацию всего человеческого бытия. Психоанализ, опираясь на гипотезу о существовании области бессознательного, вы являет такую сферу, в недрах которой разворачивается особая Ж., до сих пор малоизученная, но тем не менее значимая. По мнению Фрейда, область бессознательного включает в себя противоположные друг другу по своей природе два вида первичных влечений: влечения «я», подчиня 152