* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ГНОСЕОЛОГИЯ
прерывание самореференции социума, которое позволит значительно ос лабить зависимость наблюдателя от социального контекста, попытаться осуществить «детавтологизацию и депарадоксализацию самоописания социума» (Н. Луман). Изучение возможных форм и путей социальной интеграции в ситуации Г. позволяет выделить социальные сферы, значе ние которых резко повысится либо уже повышается. Это дает возмож ность исследовать иные, ранее не принимавшиеся во внимание функции данных сфер (изучение М. Мак Люэном средств массовой коммуника ции). В идеологическом плане Г. понимается как предпосылка для созда ния общих для человечества ценностей (А. Печчеи): экологическое мыш ление, добровольное ограничение потребления, приоритет качественных характеристик человеческой жизни и т. д. Сама же по себе Г. не принад лежит какой либо конкретной идеологии, но и не лежит по ту сторону последней. Более того, в настоящее время глобальная проблематика с равным успехом эксплуатируется идеологиями самого различного типа.
М. С. Белоковыльский
ГНОСЕОЛОГИЯ (от греч. gnosis знание, logos — учение) — учение о по знании (в терминологии советского марксизма — «теория познания»), раздел философии, рассматривающий проблемы человеческого позна ния, вопросы о его возможностях и границах, о путях и средствах дос тижения истинного знания, о роли познания в бытии человека. Основ ные темы Г.: познание в отношениях человека к миру, в развитии индивидуального человека и в эволюции общества; познание как специ ализированная деятельность человека и познание, включенное в другие виды деятельности; проблема познания в бытии людей и возникнове ние, обособление и функционирование науки как особой формы позна вательной деятельности. Философская Г. трактует познание как про блему человеческого бытия; определяя способность человека познавать мир и различные формы осуществления этой способности, она вместе с тем характеризует позиции человека в мире,его возможности и перс пективы. В развитии философии Г. играла ведущую роль, поскольку обосновывала и оценивала различные характеристики бытия, опреде ления природы, общества и человека, нормы и критерии научного по знания. В связи с тем, что познание традиционно считалось важнейшим компонентом деятельности человека, а познавательная деятельность высоко оценивалась в культуре, Г. выступала отправным пунктом для объяснения структур и связей человеческого бытия, задавала ценност ные ориентации для других разделов философии (онтологии, логики, антропологии, философии общества), а затем и для отделяющихся от философии наук (прежде всего — психологии, педагогики, культуро логии, социологии и истории науки). В ходе отделения науки от фило софии и собственного усложняющегося развития науки постепенно выясняется, что многие познавательные проблемы, казавшиеся нераз решимыми, представлялись таковыми потому, что философская Г. (в силу естественной для нее установки характеризовать познание в об 101