
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
73 Художественная и литературная критика. 74 его вымысла. Из этого вытекает огра ственного мнения, но оно подсказано ниченность того, что называют науч общественным спросом и, направляя ной критикой. Ограниченная своей де социальную среду, в свою очередь, дукцией, она может представить лишь направляется ею. Суждение критиче оценочный анализ произведения, и ского вкуса имеет такие же права, этого анализа иногда достаточно для как создание художественного творче того, чтобы отвергнуть произведение. ства: там тоже нет гарантий достовер Но для его признания, возвеличения, ности, но совокупность истинно худо углубления нужен синтез, и в этом жественных созданий ведет к устой синтезе пути научные могут быть чивым результатам. Существенно важ только подсобными. Не выходя из об ною является не бесспорность вывода, ласти эстетической оценки, можно ска но значительность доводов, создающая зать, что, конечно, она может требо атмосферу понимания и должной оцен вать и определения художественной ки. X. к. есть не авторитарное вы традиции, и уяснения обще-историче ставление отметок, а литературное ской обстановки, и установления обще размышление, облеченное в общезна ственной группы, породившей произве чимую форму, доступную проверке дение; она может ставить вопросы о и обсуждению. социальной значимости и полезности В этом размьпплении о художествен произведения, о его нравственном ха ном произведении важнейшую роль рактере и т. д. Но вее это, доказуемое играет его толкования. Пользование и научное, важное и необходимое, не созданием искусства предполагает не решает само по себе основного вопроса только оценку его новизны, устойчиво о художественной ценности произве сти, емкости, но прежде всего то или дения. Достаточно часты случаи, когда иное его осмысление. В чем бы ни за плоским и ничтожным кажется нам ключалась его новизна,—в элементар формально вполне благополучное про ных ли формах выражения или в идео изведение, к тому же вполне соответ логических образах, в необычной кон ствующее нашим общественным требо струкции или в стилизаторском ожи ваниям, и наоборот, когда мы не мо влении отмершей формы, —все равно: жем отказать в признании, и иногда в это неожиданное должно стать необ восхищении, созданию, прямо враждеб ходимым, это странное должно найти ному нам своими публицистическими объяснение. Каким бы глубоким ни тенденциями. Применить к этой обла представлялся творческий разрыв с сти методы строго научной оценки не традицией, он должен —не только в удалось пока никому, и в этом смысле научных целях, но и для непосред научной критики, т.-е. научных, объек ственного художественного наслажде тивных приемов оценки художествен ния — быть уяснен как нечто органи ного произведения, нет. Конечно, „о ческое и необходимое. Будет ли это вкусах не спорят", и суждению вкуса темнота языка или причудливость по всегда может быть противопоставлено ведения героев, разорванность эпизо другое, формально равноправное. Бу дов или аллегорическая скрытость дучи запечатлено характером индиви тенденций, все новое и неясное должно дуальным и субъективным, это важ войти в сочетание с известным и по нейшее орудие критической оценки нятным, если умственная энергия, за рождает естественные опасения. Где ложенная в данной художественно-ли гарантии верности его суждений? тературной форме, должна жить и раз При всей видимой основательности виваться. От чисто лингвистических таких опасений, не трудно видеть объяснений X. к. переходит здесь к на их условность. Критика вкуса не бо учной герменевтике и комментирова лее индивидуальна, чем всякое иное нию, чтобы на почве таким образом творчество, а личное суждение выдаю внешне - осмысленной формы притти щегося ценителя тем и незаменимо, к ее сотворческому понимании), соста что в индивидуальности его создаются вляющему вторую основную задачу и воплощаются некие групповые цен критики. В жизни чувств и мыслей ности; оно не повторяет ходячего обще художественное произведение есть