
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
71 Художественная и литературная критика. 72 жен открыть в ней. Ибо даже когда учная идет путем дедукции; она знает, иссякает сила внушения и заражения, что надлежит считать хорошим, и, сопо присущая художественно-совершенной ставив данное произведение с этой нор форме, то новая эстетическая значи мой (эстетической, моральной, полити тельность может для подготовленного ческой), выносит приговор, определяю читателя возникнуть из самой древно щий его достоинства и недостатки. Эс сти художественного создания, из его тетический канон требует, например, историчности. И оно вновь становится единства стиля, гармонии частей, си способным возбуждать творческие си лы выражения, новизны образов и т. д.; лы, а оценка жизнеспособного есть су общественно-политическая догма тре щество критики, ее специфическая за бует определенной идеологии; мораль дача. Поэтому всякое исследование ли требует той или иной нравственной тературного явления, не имеющее отно тенденции. С этими требованиями счи шения к его жизни в настоящем или тается художественное произведение, будущем, не есть критика. Общее рас и выводом из простого силлогизма яв суждение о формах и законах литера ляется суждение о его ценности. Ясно, турного творчества или психологиче что это суждение является лишь ский портрет отдельного писателя, его элементом надлежащей оценки, часто биографический очерк или характери весьма второстепенным. Ибо, как бы стика литературного движения, изы ло указано не раз, отсутствие не скание источников произведения или достатков не есть доказательство до рассуждение о морали, из него выте стоинств. Самое ценное в подлинном кающей,—все это не может быть назва художественном создании есть заклю но Х.к.в узком смысле слова. Не упу чающееся в его неповторимой инди ская этого из виду, можно, однако, видуальности преодоление нормы, пе расширить понимание термина, и обыч ресоздание ее. Норма выведена из ное словоупотребление это делает не наблюдения над данными произведе без некоторого основания. Таким пу ниями; но новое потому и нужно, что тем название критики в широком смыс данное не удовлетворяет до конца. ле получает иногда чуть не всякое Поэтому догматическая критика неспо исследование литературных явлений собна установить действительное до уже потому, что в нем неизбежны эле стоинство произведения. Это, конечно, менты оценки. Но все это не имеет не мешает ее анализу быть ценным критического содержания пока неиз в области воспитания вкуса. вестно, какова на взгляд критика твор Отражение не только сознательной, ческая ценность писателя или произ но, в важнейших своих стихиях, под ведения. сознательной жизни, форма художе В определении этой ценности X. к. ственного произведения замкнута в обычно сосредоточивается на недостат своей образной завершенности, и эта ках или на достоинствах. Теоретиче замкнутость не так просто раскры ски возможен средний путь, возможен вается дедуктивному, рациональному суд разносторонний и беспристраст умствованию. Отсюда известное требо ный, который и практически имеет ино вание: „поэта должно судить по его гда место. Но редко мы имеем здесь законам*. Да, он попирает законы дело с настоящей X. к., которую не школьной эстетики и хорошего вкуса, пременно спрашивают, каков оконча созданные до него, без знакомства с тельный приговор. Й самая природа его творчеством; да, он нарушает „доб художественного произведения, самое рые нравы",—это ясно; но не так ясно, существо его воздействия на читателя и совсем не ясно первому встречному требуют определенного вывода. На не или педанту догмата, то великое, то не достатках X. к. сосредоточивалась на обходимое, что создается здесь в путях столько охотно, что одно из обиходных этого нарушения. И его поймет и оце значений слова критик имеет в виду нит, разъяснит и введет в общий оби исключительно обличение недостатков ход лишь тот, кто сумеет оценить всю (так наз. догматическая критика). Кри необходимость его беззаконности, всю тика догматическая, доказательная, на правду его новизны, всю адекватность