
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
69 Художественная и литературная критика. 70 этого искусства: одни защищают кри логическая, философская), которая при тику оценок, покоющихся исключи менима к X. к. лишь как указание на тельно на синтетическом впечатлении, область, из которой критик черпает на подсознательном суждении воспи свои доводы, но не на цель его иссле танного вкуса; другие, отказываясь дования. Ибо ясно, что разнообразные от оценок, от предъявления требова научные задачи, намеченные здесь, ний эстетического или социального имеют лишь косвенное отношение к порядка, отстаивают критику импрес настоящей X. к., которая никак не мо сионистскую, ограничивающуюся со жет и не должна ограничиваться вопро чувственно - субъективной передачей сами, исчерпываемыми в соответствен творчески обобщенных впечатлений, ных областях знания. Между тем та вынесенных критиком из погружения кое смешение имеет место очень часто, в создание искусства. Отнесение X. и громадное большинство обзоров тео к. к наукам также выдвигает ряд во рии и истории X. к., по существу, го просов и разногласий. Каково содер ворит об эстетике, о поэтике, о теории жание и место этой науки в общей искусства, но не о критике. системе наук? Каковы ее отношения к Основная задача критики есть оценка смежным дисциплинам—прежде всего художественного произведения для чи к иетории и теории искусства и лите тателя. Специфическая ее черта есть ратуры, к социологии и психологии, приговор о праве его на дальнейшее к эстетике и истории, к этике и поли читательское внимание и сотворчество. тике? Будучи отнесена к наукам, дол Критика ставит себе целью определить жна ли X. к. рассматриваться как наука не историческое значение произведе дедуктивная, опирающаяся на обобще ния, не роль, сыгранную им в тот или ния, установленные другими науками, иной момент: задача критики—уяснить или она способна, пользуясь путями ин смысл произведения для современно дукции, добывать свои данные из фак сти, установить его значение для бу тов, подлежащих ее специфическому ве дущего. Литературно-художеетвенное дению? Может ли она быть построена творчество есть создание нового, отве как наука нормативная, как область чающего общественному спросу. Есте чисто догматических оценок, или она ственна потребность в оценке этого должна исходить из признанной невоз нового. Совершается ли оценка непо можности общеобязательного эстетиче средственно потребителем, или ее обле ского канона? Ставя себе чисто научнуюкает в литературную форму призван задачу, может ли она одновременно ный или непризванный специалист, все сохранить свою основную задачу- равно: она неизбежна. Читатель подхо оценку, или же, отказавшись от субъ дит к литературному произведению е ективных оценок, она должна на высо открытой душой, он верит писателю; тах научной объективности „не пла есть ли основания для этого широкого кать, не смеяться, но понимать*, об кредита? На это отвечает себе прежде суждая художественное создание и его всего еам читатель, затем отвечает творца как феномен естественно-на X. к. й не только по отношению к учный. Относящие X. к. к наукам рас только что созданному, — в вопросе о ходятся также в определении прие старом и традиционном также умест мов критического изучения: одни пред ны эти вопросы оценки. Они могут от лагают сосредоточить их на психоло носиться к прошлому, они могут —в гических предпосылках произведения, сущности, должны—стать переоценкой, другие—на его социальных основах, ибо по своему судит каждый новый третьи—на биографии автора, четвер читатель, новая эпоха, новый класс. тые—на географической и исторической Мы знаем, что в области художествен обстановке, на обще-антропологических ного творчества мы встречаемся с яв условиях, пятые требуют восхождения лениями продолжительной, „вечной* к философским элементам мировоззре жизни, неиссякающей энергии. „Или ния писателя и т. д. Отсюда вытекает ада" всегда подлежит новой оценке, богатство терминологии (критика био потому что неизмеримы глубины, ко¬ графическая, психологическая, социо ! торые новый читатель может и дол-