
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
673 Северная Музыка ритм (в противоположность славянским всей Европе в эпоху позднего роман и восточным песням); четкость и бод тизма пронеслась волна национальных рость достигают предельной яркости устремлений (Лист в Венгрии. Шопен в плясках с пением, распространенных и Монюшко в Польше, Глинка и „нац. поныне в Норвегии. Много данных за школа* в России). Наиболее видный то, что скандинавская песня древней представитель предыдущей эпохи Ф р . ших времен построена была на пяти- Кулау (1786—1832) является типичным ступенных ладах, аналогично песням классическим композитором, писавшим древних скоттов (шотландцев) и ирланд музыку приблизительно в стиле Гайдна цев, и лишь понемногу ассимилировала с некоторым уклоном в сторону Кле в себе другие ладовые признаки. Близкое менти, пользовавшегося тогда мировой соседство германской культуры сильно славой. От влияния Бетховена Кулау разлагало специфические черты скан как-то уберегся, что подчеркивает его динавизма, при чем Норвегия в этом художественный консерватизм. Нацио нальное значение Ф . Кулау—в его опе оказалась менее затронута. Древне-скандинавский инструмента рах, довольно малочисленных, и в них рий оказывается в общих чертах он, как и в опытах музыки к драмам, тождественен с кельтическо-герман- приближается к моцартовскому стилю, ским. Наиболее интересным и ставшим Оперы его относятся к комическому легендарным инструментом явилась жанру и до сих пор пользуются в Дании арфа (кельтическая, обратившаяся известным распространением. В Европе в „гусли" в славянской равнине). Древ Кулау более известен, как инструмен ние певцы скандинавских народов тальный композитор, и его фортепиан назывались „скальдами* (анал. „бар ные вещи, несложные по музыке и по дам" в Шотландии), при чем последние технике, до сих пор сохранились группировались в класс, бывший наслед в репертуаре в качестве пьес для ственным и привилегированным, что начинающих. Пробуждение признаков указывает на большое значение, которое национализма в Дании начинается признавалось тогда за художниками сКр. Вейзе (117 £—1842), но еще в очень такого рода. Скальдовская музыкальная слабой степени. Вейзе писал оперы, культура только косвенным образом ныне уже забытые, а также церковные могла отразиться на развитии народной композиции, симфонии и сонаты в стиле песни, возникшей в менее воинственном тогдашних классиков. Ученик его, Эд. классе населения и менее связанной Гартман, патриарх датской националь с героическим бытом. В смысле куль* ной школы (1805—1900), первый при турной музыки скандинавские страны мкнул к национальному романтизму. оказались в значительной мере не Его произведения обнаруживают влия равномерно продуктивными. Наиболее ние тогдашнего раннего германского поздно выступившая на исторический романтизма (Вебер, Маршнер, Шпор, путь в искусстве Норвегия сразу дала отчасти Мендельсон) и, в сущности, достижения высшего качества, и нор примыкают к тому, что в истории вежская музыка получила высокое музыки получило наименование—„ка значение в мировом масштабе, чего пельмейстерской музыки"; они напи нельзя сказать о двух других странах, саны умело, изящно, но не обнаружи которые не сумели в музыкальном вают ни оригинальности, ни особой отношении возвыситься над уровнем силы вдохновения. В самой музыке местного, провинциального значения. Гартмада национальный элемент почти В особенности датскую музыку трудно не выражен, и его скандинавизм огра отделить от ее германской метрополии, ничивается только сюжетами. Ученик хотя именно датские композиторы с Х У П двух предыдущих Нильс Гаде (см.) в. уже были достаточно многочисленны, является самым выдающимся датским Современники Гаде, и датской именно музыке история обя композитором. зана первоначальным возникновением датчане Ласен и Дютш (см.), работали скандинавизма, как национального на в иных странах (последний—в России). Шведская музыка явилась наименее правления в муз. искусстве. Этот скан динавизм появился тогда, когда по продуктивной из скандинавской семьи. 1