
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
479 Сунниты—Суперфицня. 480 верное известно в другом. Началось имеет только у т. н. суннитов. Шииты усиленное „хадисоискательство" (т&лаб- обладают своею особою С , с иснйцами, аль-хадис): множество собирателей объ восходящими к халифу Алию или его езжало самые отдаленные закоулки дому. Два старейших шиитских свода халифата, записывая предания. Они (Колейния, ум. в 940 г., и ибн-Бабавейха, от нас не скрывают, что сотни тысяч ум. ок. 9 9 1 г.) составлены в Багдаде' преданий предлагалось им поддельных, один незадолго до водворения, другой— ярко неавторигетных; но некоторый во время правления шиитской династии процент они признавали за достовер Бовейхидов. Бели и суннитскую С. во ный и, следовательно, законоустано- стоковедная наука принуждена при вительный. Примитивной формой редак знавать в большинстве за ''вымышлен тирования собираемого ими материала ную, то о шиитской приходится это степени. было расположение его не по содер сказать в еще большей жанию, а по иснадам, применительно См. X X V I I , 591/92. Историю создания к именам передатчиков, напр.: „пре С. ярко осветил Игн. Гольдциер в „Ми* дания, исходящие от Абдаллаха, сына hammedanische S t u d i e n " , т. И, ст. 1-274 халифа Омара", „предания от куфий- (Галле, 1890) и дополнил в „Лекциях цев", „от сирийцев" и т. п. Такие (Vorlesungen) об исламе" (рус. пер. 1912 своды назывались „мюснады"; среди сделан с первого издания, а по-нем. них один большой мюснад принадле „Vorlesungen" вышли вторым изда жит выдающемуся багдадскому имаму- нием, 1925). Библиография—в „Gesch. юристу Ахмеду ибн-Ханбалю(780—855), der arab. L i t e r a t u r " i£. Брокельмана в записи и редакции уже его сына (1898--1902) в главах о хадисе; А. Крым* (по кайр. печ. изд. 1311 = 1893 г. это ский, „История мусульманства", М., А. Крымский. выходит 6 т.т.). Но наибольший вес 1903. приобрели те своды С , которые в I X в. Сунниты, см. сунна и магометан систематизированы были (собирателя ство, Х Х У П , 591/92, ми-персами) по внутреннему содержа Сун-Ят-Сен, см. X L V I I , прил. указ. нию преданий, применительно к рубри иностр. полит, деятелей, 75, и Китай кам науки мусульманского права. Глав ных сводов шесть: 1) „Сахых" Бохария в эпоху четырехл. войны (т. X L V H I ) . Суоми ( S u o m i ) , название одного из (810—870; в Пар. с 1903 г. издается фран. перевод Houdas e t Mar$ais) и главных финских племен (см. X L I I I , 2) „Сахых" Мюслима Нишапурского 675), а также название самой Фин (817—875), оба—высшей, неоспоримой ляндии на финском яз. канонической силы; 3) „С." абу-Дауда Суонси, см. Сванси; по пер. 1921 г,— Сидждстанского (817—888); 4 ) „Джами" 157.554 ж. (свод) Тирмизия (ум. 8 9 2 ) ; 5) „С." Суперинтендент, в евангелнч. цер Нисаия (830—915), позаботившегося кви духовное лицо, наблюдающее за о мельчайших точностях (напр., он со церковной жизнью округа (в южн. слов пророка предлагает канцелярские Германии носит название декана). образцы для всяких юридических сде Должность С. соединяется с пасторской лок) и С) „С." ибн-Мадже (824—886), или другой духовной должностью ок сперва оспаривавшиеся, но в конце руга. Над С. стоит генерал-С. концов включенные вместе с пятью Суперфицня (лат. s u p e r f i c i e s ) , в предыдущими в число книг вполне кано нических. Главным образом эти шесть широком смысле—все, построеннное и послужили основою для мус. юрис или растущее на чужой земле и по пруденции и материалом для всяких общему правилу принадлежащее соб дальнейших обработок и переработок. ственнику земли (superficies solo сеПомимо них приобретали силу и другие d i t ) ; в тесном смысле, в древне-римск. сборники С. В X V в. египетский шейх, праве — вещное право наследствен энциклопедист Соютый (1445—3 505) ного владения и пользования выстроен, свел все приписываемые Мохаммеду яым на чужой земле зданием, с обя изречения в один большой „Сборник занностью вносить определенную плату сборников". Законную силу вся эта С. собственнику земельного участка. A. W.