
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
284 ЭЛЕКТРОННЫЕ ДЕНЬГИ И МОБИЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ. Энциклопедия Прежде всего речь идет об использовании мобильных телефонов. Од нако другие технологии внеофисного банкинга также становятся все бо лее популярными. В Бразилии банки работают с более чем 95 000 банков скими «корреспондентами» (correspondents) — местными торговыми точками, почтовыми отделениями и пунктами реализации лотерейных билетов, оборудованными устройствами считывания карт и кассовыми терминалами для считывания штрих кодов (POS терминалы). Такие кор респонденты обеспечивают доступ к финансовым услугам в 1600 муници палитетах Бразилии (одна четверть), в которых семь лет назад не было ни одной точки предоставления финансовых услуг. От Афганистана до Замбии политики и органы регулирования бьются над вопросом, какой подход использовать при регулировании этой новой, быстро развивающейся области, находящейся на стыке информационных технологий и финансовых услуг. Органы регулирования должны разоб раться с тем, насколько легален внеофисный банкинг, и кроме того опре делить, какие модели внеофисного банкинга экономически оправданны и насколько эффективными они окажутся в деле повышения доступно сти финансовых услуг для ранее не получавшего их или получавшего в не полном объеме малоимущего населения1. Вопросы, связанные с регулированием внеофисного банкинга, ориен тированного на малоимущих, которые не охвачены банковскими услугами, лишь недавно начали привлекать активное и систематическое внимание2. Чтобы расширить сферу знаний по этой проблеме в первой половине 2007 г., 1 2 Помимо регулирования то, насколько быстро внеофисный банкинг будет раз виваться и позволит значительно расширить границы доступности финан совых услуг, будет определяться еще двумя взаимосвязанными вопросами: 1) разработкой успешных бизнес моделей, которые продемонстрируют, как оказывать финансовые услуги малоимущим, эффективно используя новые технологии 2) пониманием факторов, которые влияют на привлечение по требителей в сегменте малоимущих, не пользующихся услугами банков. Дан ная обзорная статья посвящена регулированию, хотя воздействие регулиро вания на бизнес модели и привлечение потребителей также являются важными элементами общей картины. В публикации DFID «Благоприятная среда для мобильного банкинга в Афри ке» (Портеус 2006) (далее DFID 2006) и в публикации CGAP «Использование агентов во внеофисном банковском обслуживании малообеспеченных сло ев населения: стимулы, риски и регулирование» (Лайман, Иватури и Шта шен 2006) (далее CGAP 2006) впервые нашли отражение все основные зада чи, возникающие в сфере регулирования внеофисного банкинга. Совсем недавно несколько разделов программного документа Vodafone «Трансфор мационный потенциал мобильных финансовых операций» (Vodafone Group Plc. 2007) было посвящено развитию этих тем.