
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
РЕГУЛИРОВАНИЕ 283 РЕГУЛИРОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ФОРМ ОКАЗАНИЯ БАНКОВСКИХ УСЛУГ: МОБИЛЬНЫЕ ТЕЛЕФОНЫ И ДРУГИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ Когда в передовице издания The Economist в прошлом году эффектно провозглашался «конец эры наличных», кое кто в развивающихся стра нах и в странах с переходной экономикой думал: пока еще нет, по край ней мере не для нас. Безусловно, электронным высокотехнологичным за менителям денег, которые описываются в статье и которые штурмом взяли Японию, потребуется еще определенное время, чтобы завоевать более бед ные страны. Однако переход от наличных к электронным деньгам (electronic value), которые хранятся на виртуальных счетах и пересылаются с помощью мо бильных телефонов, наблюдается и в развивающихся странах1. В Кении услуга мобильный кошелек M PESA, предлагаемая компанией Safaricom, заинтересовала 1 млн зарегистрированных пользователей за 10 месяцев (в стране, где менее чем у 4 млн человек есть банковский счет). На Филип пинах два оператора мобильной связи, которые работают в стране, пред лагают функциональный эквивалент банковских операций с малыми сум мами приблизительно 5,5 млн потребителей. На практике все больше политиков и представителей органов регули рования из развивающихся стран и стран с переходной экономикой рас сматривают «трансформационный внеофисный банкинг»2 — использова ние информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и каналов продаж, основанных на привлечении розничных агентов, как средство снижения затрат на предоставление финансовых услуг клиентам, кото рых невозможно охватить посредством традиционного банкинга. 1 2 Уже в следующем году Мальдивская Республика, в состав которой входят 200 необитаемых островов, разбросанных по всему Индийскому океану, стра на, настолько отличающаяся от Японии в плане экономики и населения, на сколько это вообще можно представить, начинает процесс трансформации, направленный на то, чтобы стать первой страной мира, обеспечившей все общий доступ к финансовым улсугам даже для самых бедных сельских жи телей на самых отдаленных островах посредством использования сетей мо бильной связи, которыми пользуются почти 100 процентов населения. Термин «банкинг» используется здесь для обозначения полного спектра фи нансовых услуг, которые обычно предоставляются потребителю банком (кре дитной организацией), даже если во многих случаях оказание конкретных финансовых услуг не требует участия банка или не признается банковской деятельностью в рамках национального законодательства.