Главная \ Правовая наука и юридическая идеология России. Энциклопедический словарь биографий) \ 501-550

* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
энциКлопедичеСКий Словарь биографий «поддержка нуждающихся не может быть задачей права», писал: «Этот взгляд столь авторитетный в свое время, покоится на одной коренной ошибке, раскрытой как нельзя ярче общественным развитием ХIХ в.: ставя целью охрану свободы и отделяя от этого потребность в восполнении средств, эта теория забывает, что пользование свободой может быть совершенно парализовано недостатком средств. Задача и сущность права состоит действительно в охране личной свободы, но для осуществления этой цели необходима забота и о материальных условиях свободы: без этого свобода некоторых может оставаться пустым звуком и недосягаемым благом, закрепленным за ним юридически и отнятым фактически. Обосновывая эту мысль, он говорил, что в каждом обществе существует свой уровень жизни, который считается нормой, и что именно право берет на себя определение таких норм общественной жизни, при которых возможно обеспечить пользование предоставленной правом свободой. При этом он подчеркивал, что обеспечение права на достойное человеческое существование «ближайшим образом имеет в виду лиц, страдающих от экономической зависимости, от недостатка средств, от неблагоприятно сложившихся обстоятельств», и выступал за обязательную государственную поддержку лиц, «беспомощных и не способных к труду». Эти же идеи он развивал и в других работах и, в частности, в монографии «Кризис современного правосознания», где, поддерживая «новую программу» современного английского либерализма, обосновывал правовую природу принципа равных стартовых возможностей. «Та свобода, в которую верили Смит и Бентам, не обеспечила людям равенства; это была свобода для немногих, а не для всех. Для того чтобы обеспечить равенство, его надо провести далее; не равенство всех перед законом, а равенство возможностей, или равенство исходного пункта, — вот то новое формулирование старого начала, которое встречается в настоящее время у английских писателей. В этом понятии равенства … счастливое разрешение старой задачи — расширить понятие равенства за пределы формального равноправия и при этом сохранить его связь с принципом свободы». Настойчивая пропаганда П. И. Новгородцевым идей нравственного идеализма и возрождения естественного права сыграла большую плодотворную роль в развитии русской юриспруденции, в ее ориентации на философско-правовые исследования, в критике консервативно-охранительных идей юридического позитивизма, в защите достоинства личности и обосновании необходимости либеральных общественных и государственно-правовых преобразований в России. В. С. Нерсесянц В. В. Лапаева новиКов николай иванович (26 апреля (7 мая) 1744 — 31 июля (11 августа) 1818) — писатель-сатирик, публицист, философ-моралист, литературный критик, редактор и издатель ряда сатирических журналов пропагандист передовых политико-правовых идей. Родился в селе Тихвинское под Москвой. В 50-х гг. учился в гимназии при Московском университете. С 1762 г. служил в лейб-гвардии Измайловского полка. В середине 60-х гг. начинается его литературная деятельность. В период работы Уложенной комиссии (1767–1768) был назначен на должность «держателя дневной записки» для ведения «письменных дел». После всемилостивейшего разрешения императрицей Екатериной II всем желающим открывать сатирические журналы без цензуры и даже анонимно Н. И. Новиков ушел в отставку и с 1769 г. стал издавать журнал «Трутень». В 1792 г. за свою просветительскую деятельность без суда был заключен в Шлиссельбургскую крепость. Специальным Манифестом императрицы он был объявлен обманщиком, невеждой и шарлатаном. После смерти Екатерины II в ноябре 1796 г. был освобожден и остаток жизни прожил в своем имении. Н. И. Новиков подверг резкой критике существующий социально-политический строй. Исправление положения дел в России видел в нравственном перерождении дворянства и правителей. В журнале «Трутень», в связи с запрещением крестьянам Екатериной II в 1767 г. жаловаться на своих помещиков, Н. И. Новиков выступал как «сочинитель» этих жалоб от крестьян. Он выступал за смягчение или отмену крепостного права, излечение дворян от всех пороков и недостатков, за своеобразный социальный мир между сословиями в России. Показывал положительные качества российских крестьян: трудолюбие, благородство, честность, высокие нравственные достоинства. Противопоставлял этому жестокость и безнравственность помещиков. Выступал за отмену понятия «подлый» при определении податных сословий. Особо отстаивал и подчеркивал заслуги «среднего рода людей», «которые обитают в городах и, не быв дворяне и хлебопашцы, в художествах, в науках, в мореплавании, в торговле и ремеслах упражняются». Характерным для творчества Н. И. Новикова было осуждение низкопоклонства перед западной культурой, стремление перенять все, вплоть до языка и образа жизни. В результате дворянство превращалось в национально чуждый народу слой. Эти вопросы вывели его на критику идеи о просвещенном характере русского самодержавия, которую поддерживали некоторые западные просветители и отстаивала Екатерина II. В «Трутне» императрица была представлена как пожилая дама «нерусского происхождения», плохо знающая по-русски и «похвалами избалованная», 507 н