* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
405
Утварь
Вейс: История культуры, 135
употреблявшиеся прежде в таких случаях стулья. В книге Эсфирь (I, 6) мы читаем, что на пиру у царя Артаксеркса гости возлежали на золотых и серебряных ложах. Ложа, захваченные Ксенофонтом в палатке одного из второстепенных персидских военачальников, были с серебряными ножками. Погребальный одр, на котором стоял саркофаг в гробнице Кира, был из золота. Трон персидских царей имел форму высокого, богато украшенного кресла с подножной скамейкой. Он был покрыт дорогими коврами и стоял под пурпурным, протканным золотом балдахином, который можно было произвольно опускать или поднимать со всех сторон (рис. 185 а, б). Изображения такого тронного кресла и других предметов (по-видимому, относящихся к мебели) на обломке барельефа из эпохи Ахеменидов (рис. 184, а, б), убеждают в отличии персидской ремесленной традиции от ассирийской. В формах персидской мебели мы видим то же преобладание вертикальных и горизонтальных частей, соединенных под прямыми углами, что и в ассирийской, но вместе с тем видно и стремление придать этим частям большую легкость, расчленяя их поверхности на многие, хотя и однообразные структурные элементы, которые при помощи игры света и тени придают общей форме живописность (рис. 185; ср. рис. 154 и 155). Резные человеческие фигуры, расположенные в
промежутках между горизонтальными частями мебели, ножки в форме звериных лап и т. д. перешли и в персидскую мебель, точно так же, как и бывшие в общем употреблении у ассирийцев подставки под столы и стулья.
(c) Directmedia, 2010