
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
49 Архитектурное дворц. лоск, училище—Архитъ Тарентск1й. so n es“, (1839—50, 4 т.); Lvbke W, und LuIzoio, ,,DenltmaJer der Kunst“, 6 изд., 1892. Durm, „Handbuch der Architectur“ 1—IV т., (1892); Еарановскш, Г. „Архитектурная эшт.иклопод1Я второй половины XIX в.к. T. I—VII, 1903 — 1908. }5грманъ, „История искусства всЬхъ временъ и народовъ" Т. 1, И, 1903— 1908, Н. Тарасова. Архитектурное дворцовоешосков-ское училище, въ 1859 г. преобразовано въ Строгановское училище техническая рисовашя (cji.). Архитектурные обломы, отдельный части, составляющая постройку. По очертанпо обломы распадаются на прямолинейные (пртматическге) и криволинейные (цилип дриче Ch'ie). Къ иервымъ припадлелгатъ—полочка, полка, ко вто-рыыъ—саль, валскъ прямой или обрат-ный, четвертной валъ прямой и обратный, каблучекъ прямой и обратный, гусекъ, аыкружка, скоцгя. Соедннеше валика съ полочкой даетъ астрагалъ, соединен, полки съ полочкой—слсзпикъ. ПослгЬдн1е О. называются сложными. Какъ сложные, такъ и простые О. мо-гутъ быть гладкими или украшенными орнаментами, прям, геометрическими л л il оргапическими. Полки обыкновенно украшаются меандромъ, валики шнурами изъ бисера или перлалт·, гуськи гтли каблучки листьями, четвертные палы соникалш. Ж. Т. Архитектурный орденъ, или ор-деръ—отъ латинскаго слова ordo, поря докъ, тотъ определенный распоря-докъ, въ которомт» арXитоктурныя части должпы соединяться ыелсду собой. Древ-пейипя указанш на А. о. даетъ Ви-трувш, но систематичное изложеше reopiii А. о,—дело зодчихъ эпохи Воз-ролсдетня—Андреа Палло-дю и Виньолы. Наиболее законченную теорио А. о. создалъ Виньола (сл*.), По этой теор и различаются ордена полные и неполные. Полный орденъ состоитъ изъ трехъ олементовъ: пьедестала, колонны и аи-¦таблемеита, неполный — не имеетъ пьедестала. Вт, обгио очередь каждая часть пол наг о О. разделяются на три части. Пьедесталъ составляютъ цоколь, стулъ и карпизъ. Колонна состоитъ изъ оазиса, стержня и капители. Антабле-.иентъ складывается изъ архитрава, фриза и карниза- Им'bromic означепиыя части О. различаются еще по внЪпт-пттмъ формамъ и по пропоршямъ. Въ греческомъ зодчестве существуешь 3 up д.—-дорическш, гоническгй и коринв-скгй, въ римскомъ кроме этихъ трехъ— четвертый—т. паз. сложный; въ зодчестве Возрождешя — пять ордеповъ: тосканскгй, дорическгй,гопическт, корино-скШ и сложный. О внешнем ъ виде и пропорц1яхъ см. колонна. Ж. Т. Архитектуриыя форты. Эгимъ назвашемъ обозначаются отдельный части зданш. Каждое здаше состоитъ изъ трехъ главныхъ частей: изъ нижней части—цоколя, средней—поля cmiъ-пи и верхней—карниза. Чтобы разбить однообразно въ верхней части цоколя, делаютъ песколысо обломовъ (см. архит. обломьС), въ иоле стены показываюсь кромки камней, горизонтальные и вертикальные шны—рустики, делаютъ прямоугольпыя рамы — филенки, или расчленяютъ стену въ горизонталь-номъ наиравлеши полосами или въ вертикальномъ направленш — колон-¦нами, пилястрами, или во всю высоту здашя или этажа плоскими выступами —лопатками и столбами изъ рустиковъ. Той лее дели содЪйетвуютъ и окна съ сандриками паверху и подоконниками— внизу, карнизы па модильонахъ и крон-штейнахъ и полные антаблем-енты. Для придашя большей высоты зданпо ста-вятъ па крыше статуи, вазы, баллю-страды, решетки, высоте аттики и незначительной высоты парапеты. Для придашя большей красоты и величия зданпо присоедтшяютъ фроптопъ. Заключенное въ треугольномъ карнизе иоле — тимианъ — иногда украшается лепкою. 1?. Т. Архитравъ, см. колонна. Архитъ Тарентсюи, одинъ изъ ио-пулярнейшихъ людей дренности, со-ьременникъ философа Платона. Славился какъ математику философъ, государств. деятель и иолководедъ. А. принадлежать къ школе шшагорейневъ, Изъ приписываемых!» ему произволе-niй подлинность большинства очень сомнительна. Особенной известностью А. пользовался, какъ ыатематикъ: ему, будто бы, принадлежать р'Ьшеше задачи объ удвосши куба и прнложеше анализа къ решешю геометр, проблемъ. Оиъ былъ также искусттымъ механи-