Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Новая философская энциклопедия в 4-х томах..."

Хету





(санскр. hetu – импульс, мотив, основание, причина) – в индийской философии обозначение побуждающих причин или логических основ явлений. В буддизме – прямая причина в отличие от косвенной (pratyaya), напр. хету растения является зерно, а пратьяя – освещенность, увлажненность почвы и т.п. В индийской логике и эпистемологии хету выступает основанием логического вывода ("анумана"), синонимом выводного знака (линга); в классическом примере вывода о наличии за горой огня по признаку поднимающегося из-за нее дыма хету служит дым. Соответствует среднему термину в аристотелевской логике. Если в ньяе хету назван не только сам материальный факт (напр., дым), но и содержащая его упоминание средняя посылка логического вывода, то вайшешик Прашастапада видел в хету только факт, отличая его от средней посылки, обозначаемой термином «ападеша». В роли хету может выступать лишь тот факт, который удовлетворяет трем признакам выводного знака ("трайрупья"): 1) содержаться в пакше, локусе или субстрате вывода (в классическом примере – гора), 2) неизменно сопровождаться свойствами, принадлежность которых пакше доказывается посредством вывода (дым должен сопровождаться огнем), 3) не встречаться там, где нет этих свойств (там, где нет огня, не может быть и дыма). Индийские логики уделяли большое внимание классификации ошибок хету – "хетвабхаса".
    В.Г.Лысенко
    
    

Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia