Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Новая философская энциклопедия в 4-х томах..."

Пристли





(Priestley) Джозеф (13 марта 1733, Филдхед, Англия – 6 февраля 1804, Нортамберленд, США) – английский философ, священник, ученый и государственный деятель, произведения и деятельность которого внесли большой вклад в развитие экспериментального естествознания, политического и религиозного свободомыслия. Родился в протестантской семье владельца небольшой ткацкой мануфактуры. В 1755 окончил Духовную академию Девентри и получил место помощника священника. В 1758 открыл свою школу в г. Нантвиче, затем перешел в Духовную академию в Уорингтоне. В 1765 Эдинбургский университет присудил ему докторскую степень по литературе. За научные достижения (открытие явления фотосинтеза, получение хлористого водорода и кислорода) Пристли в 1766 был избран членом Лондонского Королевского общества, в 1772 – членом Парижской Академии наук. В 1780 он стал почетным членом Петербургской Академии наук. В первой философской работе «Очерк об основных принципах государственного правления и о природе политической, гражданской и религиозной свободы» (1769) Пристли выступил как убежденный сторонник идеи прогресса человека и гражданского общества. Он поддержал борьбу за независимость в Северной Америке, защищал идеалы Французской революции 18 в. 14 июля 1791 разъяренная толпа, протестующая против революционных событий во Франции, разрушила его дом, библиотеку и лабораторию. В апреле 1794 Пристли с женой эмигрировал в США.
    Важнейшие его философские произведения – «Теория человеческого духа Гартли на основе ассоциации идей с очерками, касающимися этого предмета» (1775), «Исследования о материи и духе» (1777), «Философское учение о необходимости» (1777). Кардинальные философские проблемы Пристли решает на материалистической основе, отвергает представление о душе как о субстанции, отличной от тела, опираясь при этом на учение Гартли об ассоциации идей и роли вибраций в создании ощущений. Материя определялась им как активная субстанция, обладающая свойством протяженности и силами притяжения и отталкивания. Отдавая дань механицизму, Пристли даже идеи рассматривал в качестве особой формы движущейся материи. Однако материализм, по мнению Пристли, не противоречит христианству, т.к. «разумная первопричина» не вмешивается в ход событий в мире и не предопределяет причинную связь событий и следствий. Все в мире происходит в силу естественных причин, а в случае с человеком – в силу всегда мотивированных решений человеческой воли.
    Сочинения:
    
The Theological and Miscellaneous Works, v. 1–25. L., 1817–32;
    Writings on Philosophy, Science and Politics, ed., with an introductions by J.A.Passmore. N. Y., 1965;
    Избр. соч. M., 1934;
    Английские материалисты 18 в., т. 3. М., 1968.
    Литература:
    
Кузнецов В.И., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западноевропейская философия 18 в. М., 1986;
    Gibbs F.W. Joseph Priestley. 1965;
    Hoecker J.J. Joseph Priestley and the Idea of Progress. Garland, 1987.
    В.Ф.Коровин
    
    

Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia