Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Новая философская энциклопедия в 4-х томах..."

Приватность





– сфера жизненных интересов, жизнедеятельности, эмоций, привязанностей отдельного человека, частного лица, индивида, обособленная от др. общественных сфер (см. "Публичность"). В этой сфере человек автономен, но не изолирован, в ней сосредоточены его отношения с др. людьми, родственные, семейные и дружеские, развиваются его способности, вкусы, складывается принятый им стиль жизни, расположена личная собственность человека – материальная и интеллектуальная. В приватной сфере конкретизируются основные права человека (право на жизнь, продолжение рода, право на жилище, благополучие, свободу воли и др.). Приватность – сфера непосредственного "общения "людей на минимальной социальной дистанции, в которой образуются микропроцессуальные отношения власти (микровласть, исследованная "М.Фуко", Н.Пуланзасом и др.), реляционные отношения ("М.Вебер"), в которых совершается передача волевого импульса (командование, в концепции власти Ж.Фрейнда) от одного (активного) субъекта – другому (второму, или пассивному), реагирующему на этот импульс (повиновение, по "З.Фрейду").
    Приватная сфера не ограждена от др. сфер общества. Ближе всего она к публичной сфере массовых, коллективных отношений и среднего уровня власти (мезовласти), соединяющих уникальность индивида, универсальную микропроцессуальную ткань приватности с универсальностью государства. Индивид привносит в эти сферы элементы сознания и поведения, из которых складываются основы общей культуры и ее специфических деловых, политических, художественных и прочих форм, "мнение общественное" и т.п. Уже поэтому «личное дело» человека не становится заповедным уголком приватности. Чем значительнее статусные, профессиональные масштабы личности (положение и роль в обществе, известность), тем более ограничивается неприкосновенность «личных дел», усиливается их публичное значение и необходимость их координации с общими культурными и социальными стандартами, напр. координация индивидуального и общественного правосознания, личной нравственности и общественной морали. Тем самым приватность не служит или, по крайней мере, не должна служить прибежищем для "девиантного поведения" и сознания, для экзистенциальных коллизий двойной жизни человека, позитивного в публичной сфере и неузнаваемого в быту, либо наоборот.
    Публичная и государственная сферы в свою очередь определяют приватность, однако способность и право государства проникать в приватную сферу личности ограничиваются обществом и законом (там, где он есть). Защита частной жизни от вторжения государства, политических режимов, идеологий, национальных, социальных, обывательских предрассудков – проблема прав человека. Давление на приватность, вторжения в нее стали одной из характеристик "деспотизма", "авторитаризма", феодального абсолютизма или любой тоталитарной системы. В системе взглядов либеральной демократии "общество" и "государство" должны гарантировать неприкосновенность приватности, обеспечивать саму ее возможность как интегральной составляющей общего блага и не вмешиваться в нее, не пытаться изменить природу индивидуальности. Единственное допустимое и неизбежное коллективное вмешательство извне в приватную жизнь индивида возможно лишь в процессе социализации, воздействия на нее стереотипов культуры и коррекции отклоняющихся форм приватности. Особенно глубоко воздействие на приватность ряда крупных общественных процессов – формирования гражданина, члена "гражданского общества", демократизации. В приватной сфере возникают формализованные институциональные отношения при общении в малых группах (семья, соседство, совместная деятельность), но в целом приватность – самоорганизующееся и самоуправляющееся социальное пространство.
    Противоречие между стремлением частного лица оградить свою приватную жизнь и интересом к ней общественности разрешается и легализуется специальным историко-литературным жанром биографии и автобиографии наиболее примечательных людей.
    И.И.Кравченко
    
    

Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia