Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Новая философская энциклопедия в 4-х томах..."

Пракашатман





(санскр. Prakāśātman) (др. имена – Свапракашанубхава, Пракашатмаяти) (кон. 12 – нач. 13 в.) – индийский философ и теолог, последователь "адвайта-веданты" и основатель одного из главных течений в послешанкаровой адвайте – школы виварана. Школа виварана получила название по одному из центральных произведений Пракашатмана – «Панча-падика-виварана» («Толкование пятиглавия»); это комментарий на произведение Падмапады «Панча-падика», которая в свою очередь является субкомментарием на Комментарий "Шанкары" к "«Брахма-сутрам»". Был непосредственным учеником адвайтиста Ананьянубхавы. Пракашатман прославился активной полемикой с махаянистскими направлениями "буддизма"; в отличие от буддистов он считает, что сам факт узнавания, или припоминания ("пратьябхиджня"), человеком себя как субъекта познания уже предполагает некую непрерывность и согласованность феноменов, а значит, и относительную самодостаточность эмпирического мира. Антимахаянистская направленность учения Пракашатмана приводила к тому, что "майя" в нем переставала рассматриваться как «космическая иллюзия», но начинала приобретать известную самостоятельность, все больше напоминая первоматерию ("Пракрити") в системе "санкхья". В своих взглядах на природу индивидуальной души Пракашатман склонялся к доктрине "бимба-пратибимба-вада" (учение об образе и прообразе), поскольку она предполагает отражение высшего "Брахмана" в относительно самостоятельном и реальном зеркале майи. Последователями Пракашатмана были адвайтисты Шрихарша, Читсукха и др.
    Сочинения:
    
Pañcāpādika-vivaaṇa.– «Vizianagram Sanskrit Series», N 5, v. 1–3.
    Литература:
    
Cammann К. Das System des Advaita nach der Lehre des Prakāśāmans. Wiesbaden, 1965.
    H.В.Исаева
    
    

Еще в энциклопедиях