Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Новая философская энциклопедия в 4-х томах..."

Прабхакара мишра





(600–700) – индийский учитель ритуала и философ, представитель "мимансы", создатель школы, противостоявшей преобладавшему в мимансе течению, восходящему к "Кумарила Бхатте".
    Учение Прабхакары было распространено гл. обр. на юге Индии, прежде всего в Керале. Вероятно, Прабхакара был современником Кумарилы: несмотря на то что в «Брихаттике», единственном сохранившемся из приписываемых ему комментариев на "«Миманса-сутры»" и "«Миманса-сутра-бхашью»", Прабхакара ни разу не называет Кумарилу по имени, он подвергает его учение критике, характеризуя своего оппонента как анупасиситагуру – «того, кто не слушал наставника» и как апаньявадина – «сторонника ложных правил».
    Из идей, выдвинутых школой Прабхакары, наибольшую известность приобрели концепция ошибки в восприятии и учение о цели ритуального действия. Ошибку Прабхакара интерпретирует как ложное отношение («принятие веревки за змею») – отождествление воспринятого не с тем объектом, мысль о котором появляется в сознании в результате акта восприятия. Обряд, по мнению Прабхакары, должен совершаться бескорыстно, без расчета на награду. Лишь в этом случае он окажется эффективным (см. "Апурва"). Исследователи неоднократно указывали на сходство этой концепции с учением И.Канта о категорическом императиве. Однако в рамках индийской философии ее скорее можно интерпретировать как один из способов теоретически обосновать синтез брахманизма с местными культами.
    Школа Прабхакары расходится со школой Кумарилы в понимании многих важных вопросов: в толковании порядка и деталей жертвоприношений, в представлении о соотношении слова и предложения (по мнению Прабхакары, значение слов определяется контекстом, т.е. является производным от смысла всего предложения). Прабхакара признает меньшее число "праман", чем Кумарила, в предлагаемом им перечне источников знания отсутствует отрицание, или «невосприятие», – "абхава". Абхаву Прабхакара интерпретирует как частный случай "пратьякши": «невосприятие» кувшина есть восприятие места, где он находился прежде.
    А.В.Пименов
    
    

Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia