Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Новая философская энциклопедия в 4-х томах..."

Ньюмен





(Newman) Джон Генри (21 ноября 1801, Лондон – 11 августа 1890, Бирмингем) – английский религиозный деятель, богослов, философ 19 в., кардинал Римско-католической церкви (с 1879). В 1854–58 был ректором католического университета в Дублине. Его основные сочинения: «Ариане 4 в.» (The arians of the 4th century, 1833); «Апология жизни» (Apologia pro vita sua being a history of his religious opinions, 1865); «Критические и исторические эссе» (Essays, critical and historical, 1871).
    Преодолению "деизма", господствовавшего к нач. 19 в. в Англии среди образованных слоев общества, способствовал романтизм, возвратившийся от свободы к авторитету, от индивидуализма и рационализма – к христианским ценностям, народной традиции и «старой» (католической) церкви. Такому повороту способствовало и движение, направленное на защиту церковных интересов от либерального парламента, попытавшегося усилить роль светских инстанций в церковной деятельности. Это было возникшее в нач. 1830-х гт. т.н. Оксфордское движение, одним из лидеров которого стал Ньюмен. Оно поддерживало традиционные взгляды и устои в противоположность идеям протестантской "Реформации" и секуляристским тенденциям. Разочаровавшись в Англиканской церкви, Ньюмен в 1845 обращается в католическую веру. Он объясняет этот свой шаг в «Эссе о развитии христианской доктрины» (An essay on development of Christian doctrine, 1845), где выдвигает показавшуюся тогда многим еретической мысль, восторжествовавшую лишь на II Ватиканском соборе (1962–65): церковь не может оставаться одной и той же, она должна развиваться, но всегда оставаться единой.
    Дилемма «католицизм или протестантизм» для английской философии 2-й пол. 19 в. оказалась весьма значительной. Через обращение к схоластической традиции и осмысление связи протестантизма с мистикой и иррационализмом решался вопрос о формировании исходных посылок современной науки, о природе философского знания. Именно под влиянием Ньюмена "А.Уайхед" пережил в 1890-х гг. религиозный кризис, определивший его философское развитие. В своей философии процесса Уайтхед проводит центральную идею Ньюмена: «Религия не сохранит былой мощи до тех пор, пока она не сможет относиться к изменениям в том же духе, как это делает наука» (Уайтхед А.Н. Наука и современный мир. – В кн.: Избр. работы по философии. М., 1990, с. 250). Взгляды, которые Ньюмен отстаивал с исключительной энергией и талантом, предложенное им понимание эволюции религиозного сознания, оказали огромное воздействие не только на английскую религиозную философию. Это понимание сказывается и в концепции Арнольда "Тойнби": в истории совершается религиозный прогресс, земная церковь никогда не станет идеальным воплощением Царства Небесного, история – дело рук Творца, продолжающееся усилиями человечества творение. Идеи Ньюмена способствовали появлению в Англии кон. 19 – нач. 20 в. целой плеяды католиков-интеллектуалов, таких, как К.Г.Честертон, религиозный философ X.Даусон и др. Их воспринимают и современные представители философии религии и философской теологии (напр., Дж.Хик), в т.ч. за пределами Англии.
    Сочинения:
    
Works, vol. 1–37. L., 1861–81.
    Литература:
    
Lady Blennerhasset J.H. Kardinal Newman. L., 1904;
    Przywara Ε. Einführung in Newmans Wesen und Werk. Münch., 1922;
    Dark S. Newman. L., 1934.
    В.И.Гараджа
    

    

Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia