Статистика - Статей: 909699, Изданий: 1065

Искать в "Новая философская энциклопедия..."

Нус





(греч. νοῦς – разум, мысль, дух) – ум, термин греческой философии, начало сознания и самосознания в космосе и человеке, принцип интуитивного знания – в отличие от дискурсивно-рассудочного знания ("дианойя").
    Черты, характерные для позднейших развитых концепций нуса, намечены в "Элейской школе" (знаменитое тождество мысли и бытия у "Парменида") и у "Анаксагора", поставившего нус у истоков возникновения мира. Первую развитую концепцию нуса дал Аристотель, у которого нус – "эйдос" эйдосов, целевая причина всего существующего – стоит во главе иерархии универсума и – как предмет всеобщей любви – есть перводвигатель. Аристотель же резко отделил актуальный нус, для которого мыслящее и мыслимое совпадают, от частичного и только потенциального человеческого нуса. Хотя у Платона концепция нуса не была достаточно разработана, в Древней Академии, видимо, проводилось различие между умом-нусом и "единым" (Спевсипп), либо же они объединялись (Ксенократ). Разработка проблемы нуса в "среднем" "платонизме" велась на основе понимания аристотелевского нуса как платоновского демиурга, содержащего в себе идеи-образцы всякого творения, но тождество ума-демиурга и парадигмы отчетливо не формулировалось; атрибуты нуса – единое, сущее, отец, создатель, первый бог. У Плотина нус – первая «ипостась», вторая ступень в иерархии универсума, сфера истинно сущего, стоящая ниже породившего ее единого-блага. Нус – вечная, насквозь ясная сфера идеальных образцов, или блаженных богов, – прекрасный умопостигаемый космос, в котором Плотин четко выделяет объект (бытие), субъект (нус как чистая мысль) и тождество того и другого («совершенное живое существо» платоновского "«Тимея»" 30с, 39е). Ямвлих четко выделил в уме умопостигаемых (парадигма) и мыслящих (демиург) богов. Прокл на основании этого тройного деления различал в нусе три триады богов: умопостигаемых (образец, парадигма), умопостигаемых и мыслящих, мыслящих (собственно ум). Понятие нуса играет важную роль в христианской теологии (Бог как нус; «умная» природа ангелов) и антропологии (нус как образ Божий в человеке и средство общения с Богом в «умной» молитве, чистой от примеси воображения).
    Наиболее значимыми для истории философии моментами античного учения об уме-нусе следует считать его разработку у Аристотеля и Плотина: представление о тождестве в актуальном уме субъекта и объекта, об интеллектуальном (умном) созерцании и т.п.
    Литература:
    
Perler О. Der Nus bei Plotin und das Verbum bei Augustinus als vorbildliche Ursache der Welt. Freiburg, 1931;
    Fritz K. ν. Νόος and νοεῖν in the Homeric Poems. – «Classical Philology», 38, 1943, p. 79–93;
    Idem. Der Νοῦς des Anaxagoras. – «Archiv für Begriffsgeschichte», 9, 1964, S. 87–102;
    Idem. Νοῦς, Νοεῖν and their derivatives in Pre-Socratic philosophy (excluding Anaxagoras). – The Pre-Socratics, ed. A.Mourelatos. N. Y., 1974, p. 23–85;
    Hamelin O. La théorie de lʼintellect dʼaprès Aristote et ses commentateurs. P., 1953;
    Armstrong A.H. The Background of the Doctrine that the Intelligibles are not outside the Intellect. – Les sources de Plotin. Vandoeuvres – Gen., 1960, p. 391–413;
    Krämer H.J. Der Ursprung der Geistmetaphysik. Amst., 1967;
    Hager F.P. Der Geist und das Eine. Bern – Stuttg., 1970;
    Szlezavk Th.-A. Platon und Aristoteles in der Nuslehre Plotins. Basel – Stuttg., 1979;
    Lloyd A.-C. Plotinus and the Genesis of Thought and Existence. – Oxford Studies in Ancient Philosophy, 5, 1987, p. 157–186.
    См. также лит. к ст. "Анаксагор", "Неоплатонизм".
    Ю.А.Шичалин
    
    

Еще в энциклопедиях