Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Новая философская энциклопедия в 4-х томах..."

Новгородцев





Павел Иванович [28 февраля (12 марта) 1866, Бахмут Екатеринославской губ., ныне Артемовск Луганской обл. – 23 апреля 1924, Прага] – русский философ, правовед, глава московской школы философии права. После окончания в 1888 Московского университета оставлен для подготовки к профессорскому званию, затем находился в научной командировке в Берлине и Париже. С 1896 приват-доцент, с 1903 экстраординарный, в 1904–11 ординарный профессор Московского университета по кафедре энциклопедии права и истории философии права. В 1906–18 директор Московского высшего коммерческого института. В 1920 профессор Таврического университета. В 1922–24 декан юридического факультета Русского института в Праге. В 1897 защитил магистерскую диссертацию «Историческая школа юристов, ее происхождение и судьба», в 1902 – докторскую «Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве». Участник сборников «Проблемы идеализма» (1902, вышел под его собственной редакцией) и «Из глубины» (1918). Участвовал в работе «Союза освобождения» и в создании кадетской партии, избирался депутатом Государственной думы первого созыва. Позднее глубоко раскаивался в том, что своей политической активностью способствовал крушению старой России. К концу жизни стал глубоко религиозным и церковным человеком. Главное сочинение – "«Введение в философию права»". Свою главную задачу в области философии права видел в борьбе с традицией историзма и социологизма и в защите позиции нравственного идеализма. Основную причину кризиса современного ему правосознания видел в неспособности строго различать абсолютность нравственного идеала и относительность любого правопорядка. «Правовое государство не есть венец истории, не есть последний идеал нравственной жизни; это не более как подчиненное средство, входящее как частный элемент в более общий состав нравственных сил» (Кризис современного правосознания. М., 1909, с. 16). Наиболее основательная критика социального утопизма и марксизма осуществлена в работе «Об общественном идеале» (М., 1917).
    Осознавая бессилие одной лишь теории в борьбе с квазирелигиозными утопическими умонастроениями, Новгородцев выражает уверенность, что осуществление на практике социалистических начал неизбежно приведет к крушению марксизма как идеологии. Анализируя опыт русской революции, пришел к глубокому убеждению, что не только правовые системы не обладают автономией и бессильны без нравственного воспитания, но что и сама нравственность не обладает автономией и не является высшим началом. Путь автономной морали и демократической политики привел с неизбежностью к разрушению в душах высших связей и вековых святынь. «Вот почему, – заключает Новгородцев, – мы ставим теперь на место автономной морали теономную мораль и на место демократии, народовластия – агиократию, власть святынь. Не всеисцеляющие какие-либо формы спасут нас, а благодатное просветление душ» (Восстановление святынь. – В кн.: Об общественном идеале. М., 1991, с. 579). Влияние философских взглядов Новгородцева испытали И.А.Ильин, Б.П.Вышеславцев, Н.Н.Алексеев, В.А.Савальский, А.С.Ященко, С.И.Гессен, Г.В.Флоровский и др.
    Сочинения:
    
Соч. М., 1995.
    Литература:
    
Левицкий Д. П.И.Новгородцев. – В сб.: Русская религиозно-философская мысль 20 в. Питсбург, 1975, с. 298–305;
    Алексеев Н.И. Из Царьграда в Прагу. Русский юридический факультет. – В кн.: Пашуто В.Т. Русские историки эмиграции в Европе. М., 1992;
    Флоровский Г.В. Памяти профессора П.И.Новгородцева. – Он же. Из прошлого русской мысли. М., 1998.
    А.В.Соболев
    
    

Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia