Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Новая философская энциклопедия в 4-х томах..."

Нирвана





(санскр. nirvaṇa, пали nibbāna – угасание, потухание) – в индийской религиозной мысли ("адживике", "джайнизме" и др.) высшая цель всех живых существ; одно из ключевых понятий "буддизма", обозначающее трансцендентное состояние, достигнутое Буддой в результате познания "четырех благородных истин" и прохождения восьми ступеней "дхьяны" (медитации). Состояние нирваны предполагает полное искоренение аффектов и эгоцентрических привязанностей ("клеши", ашая), которые «подпитывают» процесс перерождения ("сансара", "карма"), поэтому ее наступление часто сравнивают с потуханием огня по истощении запасов топлива. В текстах нирвана нередко описывается в чисто отрицательных терминах как отсутствие некоторых фундаментальных свойств сансарного бытия – прежде всего "духкхи".
    
В отношении Будды к нирване можно усмотреть определенное приспособление к уровню аудитории. Он стремился к тому, чтобы нирвана не только служила контрастом привычной практике своих слушателей, но и представлялась им привлекательной целью. Вряд ли большинство последователей Будды вдохновилось бы идеалом ничто (именно так интерпретировали нирвану многие европейские мыслители, видящие в буддизме форму нигилизма), поэтому для них он говорит о блаженстве, для более «продвинутых» – о прекращении сознания.
    Нирвана не обязательно влечет за собой физическую смерть. Смерть "архата", уже пережившего нирвану, называется пари-нирваной (высшей нирваной). Считается, что достигшие ее совершенно исчезают из всех существований, миров и времен, поэтому "бодхисаттвы", пекущиеся о благе других существ, откладывают свой окончательный уход для того, чтобы помочь им облегчить свою участь.
    В махаяне нирвана отождествляется с "шуньятой" (пустотой), дхарма-каей (неизменной сущностью Будды) и дхарма-дхату (конечной реальностью). Нирвана является здесь не результатом процесса (в противном случае она была бы еще одним преходящим состоянием), а высшей вечной истиной, которая подспудно содержится в эмпирическом существовании (идея тождества нирваны и сансары).
    В.Г.Лысенко
    
    

Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia