Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Новая философская энциклопедия в 4-х томах..."

Газал





Абӯ Х̣амид Мух̣аммад Ибн Мух̣аммад, ал (1058, Тус, Иран – 1111, там же) – мусульманский философ, крупнейший исламский богослов. Образование получил сначала в Тусе, затем в Джурджане и Нишапуре, где учился под руководством видного представителя ашаритского "калама" ал-Джӯвайнӣ. После смерти своего учителя (1085) ал-Г̣азалӣ находился при дворе сельджукского везира Низ̣ам ал-Мулка, который назначил его в 1091 преподавателем в основанном им в Багдаде медресе ан-Низ̣амиййа. Лишившись своего покровителя, убитого исмаилитами, ал-Г̣азалӣ в 1095 покинул Багдад под предлогом совершения хаджжа-паломничества. Провел 11 лет в странствованиях, во время которых посетил Дамаск, Иерусалим, Мекку. В 1106 начал преподавать в медресе ан-Низ̣амиййа, куда был приглашен везиром Фахр ал-Мулком (сыном Низ̣ам ал-Мулка). Незадолго до своей кончины вернулся в Тус.
    Творчество ал-Г̣азалӣ многогранно и противоречиво. Трудность определения его истинных взглядов отчасти обусловлена его собственным предупреждением (в частности, в трактате «Весы деяний») о том, что сокровенные его мысли содержатся не в опубликованных сочинениях, а в предназначенных для избранных трактатах. В своей квази-автобиографии «Избавляющий от заблуждения» философ описал поиск истины, в рамках которого он прошел путь от слепой веры к каламу, от него – к "арабоязычному перипатетизму" (фалсафе), затем к "исмаилизму", остановившись на "суфизме". Согласно этому сочинению, как и трактату «Удержание широкой публики от калама», калам, способный служить делу защиты религии от опасных новшеств, мало полезен для приобретения позитивного знания, а в душу неподготовленных в теоретическом отношении людей он может внести только путаницу и сомнение. Вместе с тем позитивный очерк теологии калама ал-Г̣азалӣ дал в работе «Краткое изложение вероучения» («ал-Иктис̣ад фи-л-и‘тик̣ад»). Против исмаилитов (батинитов) направлено, помимо «Избавляющего», сочинение ал-Г̣азалӣ «ал-Мустаз̣хирӣ».
    Представив сначала объективное и систематизированное изложение основных положений восточно-перипатетической логики, физики и метафизики в книге «Цели философов» («Макас̣ид ал-фалясифа»), в работе «Опровержение философов» (точнее, «Непоследовательность философов», «Тахафут ал-фалясифа», на которую Ибн Рушд написал ответное «"Опровержение Опровержения"») ал-Г̣азалӣ доказывал неспособность мусульманских перипатетиков построить метафизику на принципах, согласующихся с буквой священных текстов (в частности, с догмами о сотворенности мира, о знании Богом единичных вещей, о телесном воскрешении). Одновременно ал-Г̣азалӣ пытался легализовать другие разделы перипатетической философии – логику, математику и физику, говоря о нейтральности их по отношению к религии. Особенно заметно его стремление пропагандировать логику, которой он посвятил ряд работ («ал-К̣уст̣ас ал-мустак̣ӣм», «Ми‘йар ал-‘илм», «Мах̣акк ан-наз̣ар»), изменяя, однако, ее терминологию и представляя правила логики как выводящиеся из Корана и Сунны. Вместе с тем некоторые трактаты ал-Г̣азалӣ (например, «Ма‘аридж ал-к̣удс») свидетельствуют о близости его идей к метафизическим концепциям восточных перипатетиков (признание тезиса о вечности мира, теория эманации и т.п.).
    Суфизму, на котором автор «Избавляющего» остановил свой выбор после долгих духовных исканий, посвящен фундаментальный труд «Воскрешение наук о вере», где дана мистическая трактовка мусульманского закона, прежде всего его культово-этических принципов. Метафизическую систему суфизма ал-Г̣азалӣ разрабатывал в книге «Ниша светов» («Мишкат ал-анвар»), описывая универсум в виде световой иерархии, основание которой составляют «темные», материальные предметы, а вершину – Чистый Свет, Бог.
    Сочинения:
    
Воскрешение наук о вере. Избр. главы, вступительная ст. В.В.Наумкина. М., 1980;
    Правильные весы (аль-К̣уст̣ас аль-Мус-такӣм). Отдельные главы. – Там же;
    Избавляющий от заблуждения. – В кн.: Григорян С.Н. Из истории философии народов Средней Азии и Ирана 7–12 вв. М., 1960;
     Ответы на вопросы, предложенные ему. – Там же.
    Литература:
    
Керимов Г.М. Газали и суфизм. Баку, 1969;
    Наумкин В.В. Вступительная статья к указанному переводу «Воскрешения...».
    Т.Ибрагим
    
    

Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia